Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 24.05.2013


Вопросы и ответы

 

Вся важная информация о применении документа в КонсультантПлюс

Вся важная информация о применении документа уже содержится в его тексте. Как результат - сразу ясно:

  • действует документ или нет;
  • какие нужно учитывать особенности в применении.

А также даны консультации, разъяснения и судебная практика к каждой статье. 

Узнайте больше об этом и других преимуществах КонсультантПлюс на www.consultant.ru/super

Консультации по бухучету и налогообложению от 24.05.2013

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

О применении НДС в отношении информационно-консультационных услуг, оказываемых российской организации иностранной организацией, не состоящей на учете в российских налоговых органах и не имеющей представительства в РФ.

Ответ:

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами ст. 148 Кодекса.

На основании положений пп. 4 п. 1 и пп. 4 п. 1.1 ст. 148 Кодекса место реализации информационно-консультационных услуг определяется по месту деятельности покупателя, приобретающего такие услуги. При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя указанных услуг на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если услуги оказаны через это постоянное представительство.

Таким образом, местом реализации информационно-консультационных услуг, оказываемых российской организации иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации и не имеющей представительства в Российской Федерации, признается территория Российской Федерации и такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 161 Кодекса при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица. Поэтому российская организация, приобретающая у иностранной организации, не состоящей на учете в российских налоговых органах, информационно-консультационные услуги, является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации налог на добавленную стоимость независимо от места фактического оказания таких услуг.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 апреля 2013 г. N 03-07-08/14625

Вопрос:

Организация приобретает неисключительные права на использование программного обеспечения на неопределенный срок.

В соответствии с п. 3 ст. 257 НК РФ программы для ЭВМ, на которые организация не имеет исключительных прав, не включаются в состав нематериальных активов.

На основании пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям), учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ при применении метода начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318 - 320 НК РФ.

Каков порядок учета для целей исчисления налога на прибыль расходов на приобретение неисключительных прав на программное обеспечение для ЭВМ, если в лицензионном соглашении срок использования программы не установлен?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям), относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Пунктом 4 ст. 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что в случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если ГК РФ не предусмотрено иное.

Учитывая изложенное, если условиями лицензионного соглашения срок использования программы для ЭВМ не установлен, расходы на приобретение неисключительных прав на данное программное обеспечение принимаются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций равномерно с учетом срока, установленного ГК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 апреля 2013 г. N 03-03-06/1/14039

Вопрос:

В соответствии с разъяснениями ФНС России, изложенными в Письме от 21.03.2012 N ЕД-4-3/4681@, в целях исчисления налога на прибыль для подтверждения затрат по перевозке груза автомобильным транспортом достаточно наличия надлежащим образом оформленного одного из документов: либо транспортной накладной (Приложение N 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом), либо товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т.

В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" с 01.01.2013 товарно-транспортная накладная по форме N 1- Т, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, не является первичным учетным документом, обязательным к применению в целях учета расходов по налогу на прибыль.

Согласно положениям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" с 01.01.2013 формы и состав первичных учетных документов, в том числе подтверждающих транспортные расходы организации, определяются непосредственно руководителем хозяйствующего субъекта (организации).

Вправе ли организация в целях исчисления налога на прибыль для подтверждения своих затрат по перевозке груза автомобильным транспортом оформить только товарно-транспортную накладную по форме N 1-Т, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, без оформления товарной накладной по форме N ТОРГ-12 и транспортной накладной (Приложение N 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом)?

Ответ:

На основании п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), вступившим в силу 1 января 2013 г., каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Законом N 402-ФЗ установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа.

Однако следует отметить, что согласно п. 2 ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или ГК РФ).

На основании п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", оформление транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно Приложению N 4, необходимо для подтверждения заключения договора перевозки груза.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 апреля 2013 г. N 03-03-06/1/14014

Вопрос:

ЗАО для строительства объекта основных средств приобрело спецтехнику и оборудование.

В учетной политике в целях налогового учета амортизация начисляется линейным методом и предусмотрено применение амортизационной премии.

Каков порядок начисления амортизации по приобретенной спецтехнике и оборудованию для целей исчисления налога на прибыль?

Можно ли стоимость постройки увеличить на амортизационную премию по спецтехнике и оборудованию после их ввода в эксплуатацию?

Ответ:

Из пп. 3 п. 2 ст. 253 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) следует, что расходы, связанные с производством и (или) реализацией, включают суммы начисленной амортизации.

В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Согласно ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

При этом первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. п. 8 и 20 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.

Если налогоплательщик использует указанное право, соответствующие объекты основных средств после их ввода в эксплуатацию включаются в амортизационные группы (подгруппы) по своей первоначальной стоимости за вычетом не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости, отнесенных в состав расходов отчетного (налогового) периода, а суммы, на которые изменяется первоначальная стоимость объектов в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов, учитываются в суммарном балансе амортизационных групп (подгрупп) (изменяют первоначальную стоимость объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии со ст. 259 НК РФ) за вычетом не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) таких сумм.

Порядок расчета сумм амортизации при применении линейного метода начисления амортизации установлен ст. 259.1 НК РФ.

Особенности организации налогового учета амортизируемого имущества установлены ст. 322 НК РФ.

Таким образом, амортизацию по приобретенной спецтехнике и оборудованию, участвующим в строительстве объекта основных средств, необходимо начислять в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 апреля 2013 г. N 03-03-06/1/14019

Вопрос:

О налогообложении НДС коммунальных услуг, реализуемых жилищно-строительным кооперативам организациями коммунального комплекса, поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, а также организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Ответ:

В соответствии с пп. 29 п. 3 ст. 149 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

При этом в соответствии с указанной нормой Кодекса не предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость коммунальных услуг, реализуемых управляющим организациям, товариществам собственников жилья и другим вышеназванным налогоплательщикам организациями коммунального комплекса, поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, а также организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Таким образом, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, а также организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, коммунальные услуги, реализуемые жилищно-строительным кооперативам, облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 апреля 2013 г. N 03-07-07/13530

Вопрос:

Согласно ст. 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Согласно п. 11 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда при определении налоговой базы по налогу на прибыль также относятся надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях.

Положением об оплате труда организации установлена процентная надбавка к зарплате за работу в районах Крайнего Севера (местностях, приравненных к ним, местностях с особыми климатическими условиями), превышающая размер такой надбавки, установленный Правительством РФ. Размер надбавок предусмотрен трудовыми договорами.

Правомерно ли в целях налога на прибыль учитывать расходы в виде сумм выплат повышенного размера районного коэффициента к зарплате за работу в районах Крайнего Севера (местностях, приравненных к ним, местностях с особыми климатическими условиями)?

Ответ:

Статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Согласно п. 11 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда в целях гл. 25 Кодекса относятся, в частности, надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях.

Статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

В соответствии с положениями ст. 313 ТК РФ дополнительные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Таким образом, размер районного коэффициента к заработной плате в организациях внебюджетной сферы может быть установлен коллективным договором либо локальным нормативным актом, принимаемым работодателем с учетом мнения представительного органа работников, либо трудовым договором.

Учитывая изложенное, в целях налогообложения прибыли организаций в составе расходов на оплату труда учитываются начисления по районным коэффициентам в размере, установленном коллективным договором либо локальным нормативным актом, принимаемым работодателем с учетом мнения представительного органа работников, либо трудовым договором.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 апреля 2013 г. N 03-03-06/1/13277

Вопрос:

Основными видами деятельности организации являются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

В 2011 - 2012 гг. организация передала земельные участки, принадлежащие ей на праве долгосрочной аренды, в субаренду третьим лицам.

Учитываются ли в целях ЕСХН доходы от сдачи земельных участков в субаренду при определении общего дохода от реализации товаров (работ, услуг) в целях признания организации сельскохозяйственным товаропроизводителем (в соответствии с п. 2 ст. 346.2 НК РФ)?

Ответ:

В соответствии с п. 2 ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.

Согласно п. 1 ст. 346.5 Кодекса при определении объекта налогообложения налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса, и не учитывают доходы, указанные, в частности, в ст. 251 Кодекса.

Пунктом 4 ст. 250 Кодекса установлено, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 Кодекса.

Таким образом, в случае если сдача имущества в субаренду не является для организации основным видом деятельности, доходы, получаемые ею по договору субаренды, подлежат включению в состав внереализационных доходов и не учитываются при определении общего дохода от реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщика в целях применения п. 2 ст. 346.2 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 апреля 2013 г. N 03-11-06/1/13282

Вопрос:

Организация является заказчиком НИОКР. Она учитывает расходы на НИОКР по Перечню НИОКР, установленному Правительством РФ от 24.12.2008 N 988, в составе прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

Часть из результатов НИОКР организация предполагает оформить как ноу-хау для последующей передачи прав пользования по лицензионным договорам.

Вправе ли организация в целях налога на прибыль учесть первоначальную стоимость ноу-хау, являющихся результатом НИОКР, соответствующих перечню НИОКР и оформленных как НМА, с учетом коэффициента 1,5?

Согласно п. 8 ст. 262 НК РФ налогоплательщик, использующий право, предусмотренное п. 7 ст. 262 НК РФ, представляет в налоговый орган по месту нахождения организации отчет о выполненных НИОКР (отдельных этапах работ), расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. По мнению организации, отчет по объектам, являющимся результатом НИОКР и учитываемым как НМА с учетом коэффициента 1,5, представляется в налоговый орган в том налоговом периоде, в котором она начала учитывать расходы в виде амортизационных отчислений в целях исчисления налога на прибыль. Правомерна ли данная позиция?

Ответ:

Пунктом 9 ст. 262 НК РФ (в редакции Федерального закона от 07.06.2011 N 132-ФЗ, действующей с 1 января 2012 г.) определено, что, если в результате произведенных расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР) налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в п. 3 ст. 257 НК РФ, данные права признаются нематериальными активами, которые подлежат амортизации в порядке, установленном гл. 25 НК РФ, либо по выбору налогоплательщика указанные расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения.

Согласно п. п. 7 и 8 ст. 262 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий расходы на НИОКР по Перечню НИОКР, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 N 988, вправе включать указанные расходы в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

Налогоплательщик, использующий указанное право, представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены НИОКР (отдельные этапы работ), отчет о выполненных НИОКР (отдельных этапах работ), расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

Таким образом, если в результате произведенных расходов на НИОКР по Перечню НИОКР, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 N 988, налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в п. 3 ст. 257 НК РФ, первоначальная стоимость такого нематериального актива формируется с коэффициентом 1,5.

Одновременно п. 3 ст. 257 НК РФ предусмотрено, что для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).

Согласно ст. 1232 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных ГК РФ, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства.

Таким образом, в случаях, когда в соответствии с ГК РФ результат интеллектуальной деятельности признается и охраняется при условии его государственной регистрации, признание нематериального актива в налоговом учете или начало включения суммы расходов на НИОКР в состав прочих расходов в течение установленного срока осуществляется на дату государственной регистрации такого результата интеллектуальной деятельности.

При этом в соответствии с п. 9 ст. 262 НК РФ суммы расходов на НИОКР, ранее включенные в состав прочих расходов в отчетных (налоговых) периодах, в которых были завершены соответствующие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в соответствии с гл. 25 НК РФ, восстановлению и включению в первоначальную стоимость нематериального актива не подлежат.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 апреля 2013 г. N 03-03-06/1/13034

Вопрос:

ООО, применяющее УСН с объектом налогообложения "доходы", является собственником помещения, которое сдает в аренду.

Договорами аренды предусмотрена обязанность арендаторов оплачивать арендную плату и возмещать коммунальные расходы, включающие оплату потребленных электроэнергии, воды, теплоснабжения, телефонной связи. Договоры на поставку коммунальных услуг заключены с ООО.

Включается ли сумма возмещенных коммунальных платежей в доход, учитываемый при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН?

Ответ:

В соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения в составе доходов учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения в составе доходов не учитываются доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.

Согласно ст. 249 Кодекса выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

При этом ст. 251 Кодекса не предусматривает исключение из доходов возмещения стоимости коммунальных расходов (потребленных электроэнергии, отопления и т.п.), поступающего арендодателю от арендатора.

Таким образом, суммы указанных возмещений учитываются налогоплательщиком-арендодателем в доходах при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Вместе с тем на основании пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса в составе доходов не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Статьей 1011 ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные гл. 51 "Комиссия" ГК РФ, если эти правила не противоречат положениям данной главы ГК РФ или существу агентского договора.

Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.

При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 апреля 2013 г. N 03-11-06/2/13097

Вопрос:

О налогообложении НДС платформ подъемных для инвалидов, ввозимых и реализуемых в РФ.

Ответ:

На основании пп. 1 п. 2 ст. 149 и п. 2 ст. 150 Налогового кодекса Российской Федерации от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация на территории Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию технических средств, включая автомототранспорт, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, Перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 998.

Согласно п. 7 указанного Перечня в него включены специальные средства для самообслуживания и ухода за инвалидами, в том числе оборудование для подъема и перемещения.

Таким образом, платформы подъемные для инвалидов, ввозимые и реализуемые в Российской Федерации, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость в случае, если эти платформы используются как технические средства для самообслуживания и ухода за инвалидами.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 апреля 2013 г. N 03-07-07/12973

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное