Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 31.07.2009


Вопросы и ответы

КонсультантПлюс Консультации по бухучету и налогообложению
Выпуск от 31.07.2009

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Купить систему КонсультантПлюс

В справочной правовой системе КонсультантПлюс есть все, что нужно для бухгалтера и юриста при решении не только простых, но и сложных задач. Благодаря постоянному обновлению информация в системе всегда актуальна.

Поэтому, приобретая систему КонсультантПлюс, вы экономите время, деньги и получаете надежного помощника.


Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составители Е.В. Зернова, О.Б. Солдатова.

Вопрос:

1. Подлежат ли налогообложению НДФЛ суммы оплаты организацией аренды квартир и проживания на койко-местах в пользу своих работников, работающих вахтовым методом? 2. Учитываются ли для целей исчисления налога на прибыль затраты организации по оплате проживания работников в период вахты в указанных жилых помещениях?

Ответ:

В соответствии со ст. 297 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) вахтовый метод представляет собой особую форму осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.

Вахтовый метод применяется при значительном удалении места работы от места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов производственного, социального и иного назначения в необжитых, отдален! ных районах или районах с особыми природными условиями.

Работники, привлекаемые к работам вахтовым методом, в период нахождения на объекте производства работ проживают в специально создаваемых работодателем вахтовых поселках, представляющих собой комплекс зданий и сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности указанных работников во время выполнения ими работ и междусменного отдыха, либо в приспособленных для этих целей и оплачиваемых за счет работодателя общежитиях, иных жилых помещениях.

1. Налог на доходы физических лиц.

Пункт 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) содержит перечень компенсационных выплат, освобождаемых от налогообложения налогом на доходы физических лиц.

Абзацем 10 п. 3 ст. 217 Кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения сумм возмещения организацией отдельных расходов работников организации, находящихся в командировке (в частности, расходов по найму жилья). При этом устано! влено, что аналогичный порядок налогообложения сумм возмещения указанн ых расходов применяется также к выплатам, производимым лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации.

Оплата работодателем проживания работников, привлекаемых к работе вахтовым методом, предусмотренная ст. 297 Трудового кодекса, по своему характеру аналогична возмещению расходов работников по найму жилого помещения, связанных со служебными командировками, а также служебными поездками работников, постоянная работа которых носит разъездной характер.

В отношении выплат в счет обеспечения таких работников, привлекаемых к работе вахтовым методом, находящихся во властном или административном подчинении организации- работодателя, жилыми помещениями применяется норма абз. 10 п. 3 ст. 217 Кодекса.

Таким образом, суммы оплаты организацией аренды квартир и проживания на койко-местах для работников, работающих вахтовым методом, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

2. Налог на прибыль организаций.

На! основании пп. 32 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся затраты на содержание вахтовых и временных поселков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в полевых (экспедиционных) условиях. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных объектов и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту деятельности налогоплательщика.

В связи с этим затраты по оплате проживания работников в период вахты в жилых помещениях для целей налогообложения прибыли могут быть учтены в фактических размерах.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 июня 2009 г. N 03-04-06-01/137

Вопрос:

Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН ("доходы минус расходы"), ! является участником договора простого товарищества. Вторым участником д оговора является юридическое лицо, применяющее общую систему налогообложения. В соответствии с договором на индивидуального предпринимателя возложена обязанность по ведению дел товарищества. 1. Вправе ли индивидуальный предприниматель применять УСН в указанном случае? 2. Кто подает налоговые декларации по НДС по операциям, осуществляемым в рамках простого товарищества? 3. Возникает ли право на налоговый вычет по НДС? 4. Какие налоги подлежат уплате по операциям, осуществляемым в рамках простого товарищества? 5. В каком порядке производится уплата НДС по указанным операциям? 6. Представляется ли бухгалтерская отчетность по совместной деятельности в рамках договора простого товарищества от имени простого товарищества?

Ответ:

По вопросу 1. В соответствии с п. 3 ст. 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деят! ельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

В связи с этим индивидуальный предприниматель, являющийся участником договора простого товарищества, при соблюдении всех условий, установленных гл. 26.2 Кодекса, вправе применять упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.

По вопросам 2 - 5. Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества регулируются ст. 174.1 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

Так, согласно нормам данной статьи Кодекса при совершении в рамках договора простого товарищества операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость возлагаются на участника товарищества, ведущего общий учет операций. Кр! оме того, указанному участнику товарищества предоставляются налоговые вычеты по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым для осуществления операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость. При этом исключений в отношении участников, применяющих упрощенную систему налогообложения, не установлено.

Таким образом, вычеты налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым в рамках договора простого товарищества для осуществления операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, производятся участником товарищества, ведущим общий учет операций, в том числе применяющим упрощенную систему налогообложения. При этом согласно п. 3 ст. 174.1 Кодекса указанные суммы налога принимаются к вычету при наличии счетов-фактур, выставленных продав! цами этому участнику товарищества.

Что касается уплаты налога на добавленную стоимость и представления налоговой декларации по этому налогу, то согласно п. 1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н, налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость представляется в том числе участниками товариществ, на которых в соответствии со ст. 174.1 Кодекса возложены обязанности налогоплательщика. При этом уплата налога на добавленную стоимость в отношении осуществляемых в рамках договора простого товарищества операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), подлежащих налогообложению, производится также указанными участниками товариществ.

В части определения других видов налогов, подлежащих уплате по операциям, осуществляемым в рамках договора простого товарищества, следует руководствоваться соответствующими главами Кодекса.

По вопросу 6. Норматив! ными правовыми актами не установлено требование представлять бухгалтер с кую отчетность по совместной деятельности в рамках договора простого товарищества от имени простого товарищества.

Согласно п. п. 22 и 23 Положения по бухгалтерскому учету "Информация об участии в совместной деятельности" ПБУ 20/03, утвержденного Приказом Минфина России от 24.11.2003 N 105н, данные о результатах участия в совместной деятельности каждый товарищ отражает у себя в бухгалтерской отчетности самостоятельно.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 июня 2009 г. N 03-11-09/212

Вопрос:

Вправе ли организация в целях исчисления налога на прибыль учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходы на экспертизу промышленной безопасности опасных производственных объектов? Если да, то в какой момент, учитывая, что между датой выдачи заключения о результатах экспертизы и датой подписания акта приема-передачи выполненных работ проходит несколько месяцев в связи с утверждением этих зак! лючений в управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях исчисления налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными согласно законодательству РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были п! роизведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подт верждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе на основании договора).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с п. 2 ст. 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

На основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ.

Согласно пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления прочих расходов признается, если иное не установлено ст. ст. 261, 262, 266 и 267 НК РФ, дата расчетов в соответствии! с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода - для расходов в виде затрат на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги).

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда определены ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

Так, работодатель обязан обеспечить принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применя! емых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по п р едъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа.

В соответствии с п. 3 ст. 13 указанного выше Закона результатом экспертизы промышленной безопасности является заключение компетентной организации.

Таким образом, организация вправе учесть в целях налогообложения прибыли расходы на техническое обследование (экспертизу) в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при соблюдении условий п. 1 ст. 252 НК РФ. При этом они могут быть признаны как текущие расходы отчетного периода на дату подписания акта приемки- передачи работ (услуг).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 июня 2009 г. N 03-03-06/1/394

Вопрос:

Организация занимается проведением выставок, для чего арендует площади выставочных залов и сдает их в субаренду участникам выставки. Площадь сдаваемых мест не превышает 5 кв.! м. Участники имеют право выбрать арендуемую площадку с правом торговли или без права торговли (выставочное место для изучения потребительского спроса и демонстрации своей продукции). Переводится ли на ЕНВД деятельность организации по передаче в аренду указанных площадей?

Ответ:

В соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на уплату единого налога на вмененный доход могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей.

При этом согласно ст. 346.27 Кодекса под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розни! чной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, соор ужения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.

К стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, согласно ст. 346.27 Кодекса относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их ! частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.

Таким образом, передача в аренду (субаренду) площади нежилых помещений для размещения экспозиции выставочных экспонатов, не являющейся торговым местом, не подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и должна облагаться в общеустановленном порядке или в соответствии с упрощенной системой налогообложения.

Если арендованные для экспозиции выставочных экспонатов площади используются для осуществления розничной торговли, то деятельность по их передаче в аренду (субаренду) квалифицируется как предпринимательская деятельность по передаче во временное пользование торговых мест на основании пп. 13 п. 2 ст. 346.26 Кодекса и подлежит налогообложению единым налогом на вмененный доход. !

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 июня 2009 г. N 03-11-06/3/1 6 2

Вопрос:

Индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Вправе ли он при применении УСН учитывать в составе расходов затраты на оплату проезда своих работников и лиц, находящихся у них на иждивении, к месту использования отпуска на территории РФ и обратно, а также затраты на оплату провоза багажа этих работников?

Ответ:

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 346.16 Кодекса расходы на оплату труда принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 255 Кодекса.! В соответствии с данной статьей в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Пунктом 7 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли отнесены, в частности, расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у них на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статьей 325 "Компенсация ра! сходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использова ния отпуска и обратно" Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Работодатели также оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска.

Таким образом, расходы налогоплательщика на оплату проезда работников и лиц, находящихся у них на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и прир! авненных к ним местностях) учитываются при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 июня 2009 г. N 03-11-09/203

Вопрос:

Организация при проведении инвентаризации выявила основные средства. В каком порядке в целях исчисления налога на прибыль определяется стоимость данного имущества при принятии его к налоговому учету? Могут ли быть учтены расходы в виде налога на имущество организаций, уплачиваемого в отношении основных средств, выявленных в результате инвентаризации, при исчислении налога на прибыль?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции, действующей с 1 января 2009 г., первоначальная стоимость амортизируемого имущества, выявленного в результате инвентаризации, определяется как сумма, в которую о! ценено такое имущество в соответствии с п. 20 ст. 250 Кодекса. Учитыва я положения п. 5 ст. 274 Кодекса, стоимость указанного имущества в налоговом учете определяется исходя из его рыночной цены с учетом положений ст. 40 Кодекса.

До 1 января 2009 г. Кодексом не было предусмотрено порядка определения первоначальной стоимости имущества, выявленного при проведении инвентаризации, в связи с чем данное имущество принималось к налоговому учету по нулевой стоимости.

Что касается расходов в виде налога на имущество организаций, уплачиваемого по основным средствам, выявленным в результате инвентаризации, в порядке, предусмотренном гл. 30 Кодекса, то такие расходы могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 июня 2009 г. N 03-03-06/1/392

Вопрос:

Организация передает в лизинг на срок от 1 года имущество и учитывает его на своем балансе в составе доходных вложений в мат! ериальные ценности как амортизируемое имущество. Возникла ситуация, когда в лизинг передается поштучно разукомплектованная мебель, первоначальная стоимость единицы которой менее 20 000 руб. Вправе ли лизингодатель при исчислении налога на прибыль единовременно списать на материальные расходы стоимость этого имущества?

Ответ:

Пунктом 1 ст. 3 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" предусмотрено, что предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.

В соответствии п. 1 ст. 31 указанного Федерального закона предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению.

!

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в случае если имущество, полученное (переданное) по договору лизинга, учитывается на балансе лизингополучателя, лизингодатель учитывает в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг. Согласно п. 8.1 ст. 272 Кодекса при применении метода начисления указанные расходы признаются в качестве расхода в тех отчетных (налоговых) периодах, в которых в соответствии с условиями договора предусмотрены арендные (лизинговые) платежи. При этом указанные расходы учитываются в сумме, пропорциональной сумме арендных (лизинговых) платежей. Указанный порядок признания расходов лизингодателя на приобретение предмета лизинга применяется также в отношении расходов на приобретение предмета лизинга, являющегося имущественным комплексом.

В случае если предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя, списание стоимости такого имущества в налоговом учете осуществляется в следующем поряд! ке.

В соответствии с п. 1 ст. 256 Кодекса при исчислении налога на прибыль организаций амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено Кодексом), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.

При этом в соответствии с п. 10 ст. 258 Кодекса имущество, полученное (переданное) в финансовую аренду по договору финансовой аренды (договору лизинга), включается в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) той стороной, у которой данное имущество должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга).

Первоначальной стоимостью имущества, являющегося п! редметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приоб р етение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом (п. 1 ст. 257 Кодекса).

В случае если предметом договора финансовой аренды (договора лизинга) является имущественный комплекс, порядок налогового учета определяется в отношении каждого основного средства (объекта имущества), входящего в такой комплекс, в соответствии с положениями Кодекса.

Если предметом лизинга, учитываемым на балансе лизингодателя, является имущество, первоначальная стоимость которого менее 20 000 руб., лизингодатель вправе учесть стоимость такого имущества в составе материальных расходов на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 июня 2009 г. N 03-03-06/1/391

Вопрос:

Организация для осуществления деятельности привлекает на срок более о! дного отчетного периода по налогу на прибыль кредиты и займы, предусматривающие изменение процентной ставки в течение срока действия договоров. При отнесении процентов по долговым обязательствам к расходам (метод начисления) следует применять ставку рефинансирования ЦБ РФ, действующую на конец каждого отчетного периода (I квартал, полугодие, 9 месяцев) или на конец каждого месяца?

Ответ:

Порядок признания расходов в налоговом учете при применении метода начисления установлен ст. 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). В соответствии с п. 8 указанной статьи по договорам займа и иным аналогичным договорам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец соответствующего отчетного периода.

Пунктом 2 ст. 285 Кодекса предусмотрено, что отчетными периодами по налогу на прибыль организаций приз! наются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Учитывая изложенное, сумма расходов в виде начисленных по долговому обязательству процентов признается для целей налогообложения на дату окончания соответствующего отчетного периода. При этом п. 1 ст. 269 Кодекса предусмотрено, что по долговым обязательствам в рублях, по которым не установлена фиксированная процентная ставка, в качестве показателя для определения предельного размера процентов применяется ставка рефинансирования, действующая на конец соответствующего отчетного периода (при отсутствии сопоставимых долговых обязательств или по выбору самого налогоплательщика).

Пунктом 8 ст. 270 Кодекса установлено, что расходы в виде процентов, начисленных налогоплательщиком-заемщиком кредитору сверх сумм, признаваемых расходами в целях налогообложен! ия в соответствии со ст. 269 Кодекса, при определении налоговой базы не учитываются.

В соответствии с п. 4 ст. 328 Кодекса сумма расходов в виде процентов, причитающихся к выплате, подлежит отражению в аналитическом учете на конец каждого месяца.

Статьей 314 Кодекса предусмотрено, что аналитический учет данных налогового учета должен быть организован налогоплательщиком так, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Таким образом, для налогоплательщиков, отчетными периодами для которых являются квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, по долговым обязательствам с нефиксированной процентной ставкой в аналитическом учете ежемесячно отражается сумма расхода в виде процентов, подлежащих выплате (т.е. фактически начисленных к выплате).

При этом определение предельного размера и признание расхода в виде процентов в налоговом учете осуществляются на конец соответствующего отчетного периода.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ! от 9 июня 2009 г. N 03-03-06/1/383

Вопрос:

Пользуясь правом, предоставленным ст. 3 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ, организация перешла на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли с IV квартала 2008 г. В налоговый орган было направлено уведомление о переходе. Вправе ли организация по данному уведомлению уплачивать в 2009 г. ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль исходя из фактически полученной прибыли?

Ответ:

Статьей 3 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 224-ФЗ) установлено, что налогоплательщики, уплачивающие ежемесячные авансовые платежи по итогам отчетного (налогового) периода, вправе применить следующий порядок исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль, подлежащих уплате за IV квартал 2008 г! .

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в IV квартале 2008 г., исчисляется исходя из фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания месяца, предшествующего месяцу, в котором производится уплата авансового платежа. При этом сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

Изменение порядка исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль должно быть отражено в учетной политике организации. Налогоплательщики, применившие право, предусмотренное ст. 3 Федерального закона, обязаны уведомить об этом налоговый орган по месту своего учета не позднее срока, установленного для уплаты соответствующего авансового платежа, в том числе в случае, если рассчитанная сумма авансового платежа отрицательна или равна нулю.

Установленный Федеральным законом N 224-ФЗ особый порядок исчисления авансовых платежей по налогу на при! быль организаций распространялся только на период IV квартала 2008 г.< /p>

При этом налогоплательщик, исчислявший в IV квартале 2008 г. авансовые платежи в соответствии с Федеральным законом N 224-ФЗ, в общеустановленном порядке может принять решение о применении с 2009 г. системы расчетов с бюджетом по налогу на прибыль организаций с уплатой ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли в порядке, предусмотренном ст. 286 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В этом случае налогоплательщик, согласно п. 2 ст. 286 Кодекса, должен был уведомить налоговый орган о своем решении в срок не позднее 31 декабря 2008 г. Информация о принятом решении об уплате начиная с 01.01.2009 ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли могла содержаться и в представляемых налогоплательщиками уведомлениях о применении установленного Федеральным законом N 224-ФЗ особого режима исчисления авансовых платежей в IV квартале 2008 г.

Таким образом, если налогоплательщик воспользовался пра! вом, предусмотренным Федеральным законом N 224-ФЗ, и исчислял в IV квартале 2008 г. ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль исходя из фактически полученной прибыли, то в 2009 г. налогоплательщик вправе был перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, уведомив об этом налоговый орган в установленные сроки и отразив соответствующие изменения в учетной политике на 2009 г.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 июня 2009 г. N 03-03-06/1/369

Вопрос:

Какие документы являются основанием для включения организацией сумм похищенных у нее денежных средств во внереализационные расходы при исчислении налога на прибыль? В каком налоговом периоде отражаются эти расходы? Включается ли стоимость похищенного имущества в расходы при приостановлении предварительного следствия, в случае если подозреваемый (обвиняемый) установлен, а также при прекращении дела?

Ответ:

Согласно пп. 5 п. 2 ст. 265 Налоговог о кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности, расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.

Таким образом, при документальном подтверждении факта отсутствия виновных в хищении имущества (в том числе денежных средств) лиц уполномоченным органом государственной власти для целей исчисления налога на прибыль налогоплательщик может уменьшить полученные доходы на сумму внереализационных расходов в виде убытков от хищений.

Статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации перечислены органы государственной власти, которые уполномочены в зависимости о! т рода преступления, поименованного в соответствующих статьях Уголовного кодекса Российской Федерации, производить предварительное следствие. В частности, по хищениям имущества (ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации) предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел Российской Федерации.

При этом согласно пп. 1 п. 1 ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, предварительное следствие по уголовному делу приостанавливается, о чем следователь выносит соответствующее постановление, копию которого направляет прокурору.

На основании пп. 13 п. 2 ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации потерпевший вправе получить копию указанного постановления, которым, соответственно, подтверждается факт отсутствия виновных лиц.

Следовательно, датой признания убытка от недостачи материальных ценностей в случае отсутствия вино! вных лиц является дата вынесения следователем соответствующего постано вления.

Кроме того, приостановление предварительного следствия по уголовному делу в случаях, когда подозреваемый или обвиняемый установлен (пп. 2 - 4 п. 1 ст. 208 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации), не может являться основанием для включения стоимости похищенного имущества во внереализационные расходы.

Прекращение уголовного дела (ст. 239 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации) является основанием для признания в целях налогообложения прибыли организаций убытков от хищений, в случае если виновное в хищении лицо не было установлено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 июня 2009 г. N 03-03-05/103


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Новые документы для бухгалтера
Учесть все нормы закона и разъяснения официальных органов, не забыть про судебную практику и последние поправки... Легко! В этой еженедельной рассылке все, что нужно.



Все права защищены © 2009 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное