Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 24.07.2009


Вопросы и ответы

КонсультантПлюс Консультации по бухучету и налогообложению
Выпуск от 24.07.2009

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Бесплатная демонстрация системы КонсультантПлюс

Как быстро найти документ или получить ответ на вопрос по законодательству?

Установите и попробуйте бесплатную демонстрационную версию справочной правовой системы КонсультантПлюс.

 


Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составители Е.В. Зернова, О.Б. Солдатова.

Вопрос:

Земельный участок, принадлежащий одному собственнику, имеет более одного вида разрешенного использования. Должны ли в отношении данного участка применяться различные ставки земельного налога?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Согласно ст. 394 Кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в пределах, определенных в данной статье Кодекса. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка.

Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 Кодекса).

Согласно Приказу Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" для земельных участков с более чем одним видом разрешенного использования выбирается максимальное значение кадастровой стоимости.

Главой 31 "Земельный налог" Кодекса не предусмотрено исчисление земельного налога в отношении земельного участка, принадлежащего одному налогоплательщику, с применением различных налоговых ставок, установленных в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка.

Исходя из изложенного в отношении земельного участка, принадлежащего одному налогоплательщику, с более чем одним видом разрешенного использования применяется налоговая ставка, установленная ! в отношении того вида разрешенного использования земельного участка, к оторому соответствует установленная для данного земельного участка кадастровая стоимость (налоговая база).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 июня 2009 г. N 03-05-04-02/46

Вопрос:

Организацией заключен с лизинговой организацией договор лизинга транспортных средств с целью их использования в производственной деятельности, согласно которому лизинговое имущество числится на балансе лизингодателя. По условиям договора срок лизинга составляет 36 месяцев, в течение которых уплачиваются лизинговые платежи. По окончании срока лизинга предусмотрена уплата выкупной стоимости имущества, определяемой как процент от последнего лизингового платежа и суммы расходов лизингодателя, связанных с оформлением перехода права собственности на предмет лизинга, после чего право собственности на транспортные средства переходит к лизингополучателю. Правомерно ли включение лизинговых платежей в состав расходов, принимаемых при исчислении налог! а на прибыль, при установлении в договоре указанной выкупной стоимости лизингового имущества? Подлежат ли учету в целях исчисления налога на прибыль в составе амортизируемого имущества транспортные средства по определенной в договоре выкупной стоимости с начислением амортизации в установленном порядке?

Ответ:

Статья 665 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) устанавливает, что по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных! с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возме щ ение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя.

На основании ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) прибылью налогоплательщика признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных в соответствии с гл. 25 Кодекса.

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 Кодекса арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, учитываемым для целей налогообложения прибыли.

Лизинговый платеж может быть отнесен к прочим расходам только в той части, в которой он уплачивается за получение предмета лизинга во временное владение и пользование. При этом выкупная цена предмета лизинга в составе лизинговых платежей, включаемых в прочие расходы в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 Кодекса, для целей налогообложения прибыли не учитывается.

В силу п. 5 ст. 270 К! одекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества.

Выкупная цена определяется соглашением сторон в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Организация-лизингополучатель учитывает приобретенное по договору лизинга транспортное средство в составе амортизируемых основных средств по цене выкупа. Амортизация по такому основному средству начисляется в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 июня 2009 г. N 03-03-06/1/428

Вопрос:

Основная деятельность организации - передача электроэнергии. Организация выдает спецодежду отдельным работникам, профессии которых не предусмотрены типовыми отраслевыми нормами, но которые фактически заняты на работах с опасными условиями труда (на выполнении работ, связанных с риском возникновения электрической дуги при испытании оборудования мо! щностью 110 - 150 кВ под рабочим напряжением), по нормам, предусмотрен ным для сходных профессий. Опасные условия труда подтверждены аттестацией рабочих мест, работники прошли обучение, имеют специальный допуск к осуществлению опасных работ, их должностные инструкции предусматривают обязанности, связанные с работой в опасных условиях труда. Учитываются ли расходы организации на спецодежду при исчислении налога на прибыль?

Ответ:

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик вправе учесть в составе материальных расходов затраты на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. ст. 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в частности, ! приобретение и выдачу за счет собственных средств прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Так, Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 16.12.1997 N 63 утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики. Кроме того, Постановлением этого же органа от 18.12.1998 N 51 утверждены Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Согласно п. 6 указанных Правил в тех случаях, когда такие средства индивидуальной защиты, как жилет сигнальный, предохранительный ! пояс, диэлектрические галоши и перчатки, диэлектрический резиновый ков р ик, защитные очки и щитки, респиратор, противогаз, защитный шлем, подшлемник, накомарник, каска, наплечники, налокотники, самоспасатели (в том числе аварийно-спасательное средство типа "капюшон защитный "Феникс", газодымозащитный комплект универсальный и другие), антифоны, заглушки, шумозащитные шлемы, светофильтры, виброзащитные рукавицы и другие, не указаны в Типовых отраслевых нормах, они могут быть выданы работодателем работникам на основании аттестации рабочих мест в зависимости от характера выполняемых работ со сроком носки - до износа или как дежурные и могут включаться в коллективные договоры и соглашения.

Также Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, согласно п. 5.2.73 которого нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты утверждаются указанным министерством.

При этом ст. 221 ТК ! РФ установлено, что работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Таким образом, при условии, что опасные условия труда подтверждены аттестацией рабочих мест, а специальная одежда выдается работникам по нормам, предусмотренным для сходных профессий с опасными условиями труда, расходы на выдачу специальной одежды могут быть учтены в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 июня 2009 г. N 03-03-06/1/425

Вопрос:

Организация, расположенная в районе Крайнего Севера и использующая вахтовый метод работы, оплачивает проезд работников или компенсирует их проезд от места жительства до места сбора или от места жительства до места выполнения работ и обратно при условии, что работники имеют возможность самостоятельно приобретать проездные билеты. Облагаются ли НДФЛ и ЕСН суммы указанной оплаты либо компенсации? Учитывается ли при исчислении налога на прибыль сумма компенсации работникам стоимости проезда от места жительства к месту работы и обратно?

Ответ:

Налог на прибыль.

Согласно ст. 297 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) вахтовым методом признается особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.

Вахтовый метод применяется при значительном удалении места работы от места постоянного проживания работник! ов или места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов производственного, социального и иного назначения в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями, а также в целях осуществления иной производственной деятельности.

Порядок применения вахтового метода утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ст. 372 Трудового кодекса для принятия локальных нормативных актов.

В соответствии с пп. 12.1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на доставку от места жительства (сбора) до места работы и обратно работников, занятых в организациях, которые осуществляют свою деятельность вахтовым способом или в полевых (экспедиционных) условиях. Указанные расходы должны быть предусмотрены коллективн! ыми договорами.

Кроме того, в ст. 255 Кодекса определено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Пунктом 4 ст. 252 Кодекса установлено, что, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

Таким образом, если оплата проезда работников от их места жительства к месту работы и обратно предусмотрена коллективным договором, то сумма компенсации может быть учтена налогоплательщиком при формировании налоговой базы по налогу на прибыль по одному из выш! еперечисленных видов расходов.

Налог на доходы физических лиц.

Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной и натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с гл. 23 Кодекса.

В силу п. 1 ст. 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.

Оплата за налогоплательщика (полностью или частично) организациями товаров (работ, услуг) в его интересах, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 211 Кодекса, признается доходом, полученным налогоплательщиком в натуральной форме.

Таким образом, оплата организацией проезда для работников либо возмещение работникам стоимости проезда от места жительства до места сбора или от места жительства до места выполнения работ и обратно при условии, что работники организации имеют возможность самос! тоятельно приобретать проездные билеты, признается доходом работников, полученным в натуральной форме.

Соответственно, стоимость указанных билетов, оплаченных организацией, подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Единый социальный налог.

Пунктом 1 ст. 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, в частности, по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

В соответствии с п. 1 ст. 237 Кодекса при определении налоговой базы налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), ! предназначенных для физического лица - работника.

В случае если вышеназванными договорами предусмотрены оплата организацией проезда для работников либо возмещение работникам стоимости проезда от места жительства до места сбора для отправки в вахтовый поселок или от места жительства до объекта работ и обратно, указанная оплата (возмещение) подлежит обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 июня 2009 г. N 03-03-06/1/418

Вопрос:

Организация, исключительным видом деятельности которой является финансовая аренда (лизинг), в 2008 г. предоставила своему работнику беспроцентный заем на приобретение жилья. Является ли выдача займа работнику еще одним видом деятельности организации для целей исчисления налога на прибыль и применения коэффициента 12,5, установленного п. 2 ст. 269 НК РФ?

Ответ:

В соответствии с п! . 2 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), е сли налогоплательщик - российская организация имеет контролируемую задолженность перед иностранной организацией и если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в 3 раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации (далее - собственный капитал) на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, с учетом положений п. 1 указанной статьи применяются правила, установленные п. п. 2 - 4 ст. 269 Кодекса.

Понятие лизинговой деятельности определено в ст. 2 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)". Согласно указанной статье под лизинговой деятельностью понимается вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

Учитывая изложенное, в случае если организация кроме лизинговой деятельности осуществляет иные виды деятельности, положения п. п. 2 - 4 ст. 269 Кодекса применяются в случае, если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в 3 раза превышает собственный капитал организации.

При этом, учитывая положения п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, под деятельностью по предоставлению займов следует понимать предоставление займов на систематической основе.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 июня 2009 г. N 03-03-06/1/409

Вопрос:

Облагаются ли НДФЛ и ЕСН доплаты к заработной плате и оплата дополнительных отпусков работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда?

Ответ:

В соответствии с п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) н! е подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым с оциальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в частности, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, а также связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Согласно ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 20! .11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" установило минимальную продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска и минимальный процент повышения оплаты труда.

Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом его производственных и финансовых возможностей, а также с учетом мнения представительного органа работников, либо коллективным договором, трудовым договором.

При этом ни Трудовой кодекс, ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации не рассматривают оплату труда в части повышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты.

Таким образом, доплаты к заработной плате работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не мог! ут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле ст. 164 Трудового к о декса, а повышают размер оплаты труда вышеназванным работникам, следовательно, положения п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса на такие доплаты не распространяются и они подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в общеустановленном порядке.

Статьей 117 Трудового кодекса установлено, что работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск.

Перечень доходов (выплат), не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом, установленный ст. ст. 217 и 238 Кодекса, является исчерпывающим. Оплата дополнительных отпусков работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не поименована в перечне доходов (выплат), освобождаемых от налогообложения в соответствии с данными статьями Кодекса, и суммы указанной оплаты подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и! единым социальным налогом в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 июня 2009 г. N 03-04-06-02/46

Вопрос:

Вправе ли организация применять амортизационную премию в целях исчисления налога на прибыль по основным средствам, полученным в качестве вклада в уставный капитал?

Ответ:

Согласно п. 9 ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным! группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудован ия, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 257 Кодекса первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. п. 8 и 20 ст. 250 Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.

Учитывая изложенное, поскольку при внесении в качестве вклада в уставный капитал основного средства организация не несет расходов на его приобретение, то она не вправе применить амортизационную премию, то есть учесть в расходах 10 (30) процентов от стоимости д! анного основного средства.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 июня 2009 г. N 03-03-06/2/122

Вопрос:

1. Облагается ли НДФЛ сумма пособия по временной нетрудоспособности, выплаченная работнику в связи с получением бытовой травмы? 2. Облагается ли сумма указанного пособия ЕСН?

Ответ:

1. Налог на доходы физических лиц.

Согласно п. 1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.

Как следует из вышеприведенной нормы, в число доходов, освобождаемых от! налогообложения налогом на доходы физических лиц, не включены пособия по временной нетрудоспособности вне зависимости от оснований, по которым они выплачиваются.

Таким образом, выплачиваемое работодателем пособие по временной нетрудоспособности, в том числе и в связи с бытовой травмой, подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

2. Единый социальный налог.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат налогообложению единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности.

В соответствии со ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.

Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий ! год устанавливается максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности.

Так, Федеральным законом от 25.11.2008 N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) за полный календарный месяц не может превышать в 2009 г. 18 720 руб.

Таким образом, сумма пособия по временной нетрудоспособности, в том числе по случаю бытовой травмы, не подлежит налогообложению единым социальным налогом в размере, ежегодно устанавливаемом федеральным законом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 июня 2009 г. N 03-04-06-01/139

Вопрос:

В каком размере должна быть уплачена госпошлина при подаче индивидуальным предпринимателем в суд общей ю! рисдикции, мировым судьям апелляционной и (или) кассационной жалобы по спорам, возникающим из гражданско-правовых отношений?

Ответ:

Главой 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) определен состав гражданских дел, в том числе и дел с участием граждан по спорам, возникающим из гражданских, имущественных и иных правоотношений, которые рассматриваются и разрешаются судами общей юрисдикции и мировыми судьями.

Согласно ст. 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче апелляционной и (или) кассационной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

Согласно пп. 3 п. 1 вышеу! казанной статьи НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 100 руб., организациями - в размере 2000 руб.

В силу ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Учитывая положения ст. 11 и пп. 3 и 9 п. 1 ст. 333.19 НК РФ и ГПК РФ, при подаче апелляционной и (или) кассационной жалобы в суд общей юрисдикции, мировым судьям по исковому заявлению как имущест! венного характера, так и неимущественного характера государственная по ш лина уплачивается физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями) в размере 50 руб., а организациями - в размере 1000 руб.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 июня 2009 г. N 03-05-05-03/09

Вопрос:

ООО "А", применяющее общий режим налогообложения, и ООО "Б", применяющее УСН, присоединяются к ООО "В", применяющему УСН. После реорганизации размер дохода, численность работников и стоимость основных средств ООО "В" соответствуют условиям, установленным гл. 26.2 НК РФ. 1. Правомерно ли дальнейшее применение УСН ООО "В"? 2. Должно ли ООО "Б" формировать бухгалтерскую отчетность при проведении реорганизации? 3. Имеет ли право ООО "В" на возврат переплаты по налогу на прибыль и ЕСН, имеющейся у ООО "А" на момент реорганизации?

Ответ:

1. В соответствии с п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) реорганизация юридического лица (с! лияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

В соответствии с п. 5 ст. 50 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его лиц! о.

Таким образом, учитывая, что при реорганизации юридического лица в форме присоединения новое юридическое лицо не возникает, то реорганизованное в данном случае юридическое лицо, применявшее упрощенную систему налогообложения, при соблюдении всех условий, установленных гл. 26.2 Кодекса, вправе продолжать применять данную систему налогообложения.

2. Обязанность юридического лица составлять бухгалтерскую отчетность (независимо от его размера и применяемого к нему режима налогообложения) напрямую вытекает из ГК РФ, Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" и др. В ГК РФ и федеральных законах об обществах различных организационно-правовых форм содержатся нормы об обязательном утверждении годовых отчетов и бухгалтерских балансов организации ее высшим органом управления.

Помимо этого указанные законодательные акты содержат нормы, реализация которых возможна только на основе информации бухгалтерского учета. В частности, обязанность сопоставлять чистые активы с величиной капитала организации, распределен! ие прибыли, определение стоимости отчуждаемого имущества в результате крупной сделки, определение доли участника общества при выходе его из общества, формирование передаточного акта, разделительного и ликвидационного баланса при реорганизации и ликвидации организации.

Законодательство о бухгалтерском учете устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета для всех юридических лиц. Федеральные законы об обществах различных организационно- правовых форм являются специальными для соответствующих организаций. Соответственно, общества с ограниченной ответственностью, применяющие упрощенную систему налогообложения, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации и указанным федеральным законам обязаны вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность, в том числе при реорганизации, в общем порядке, установленном Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 50 Ко! декса правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом для налогоплательщиков.

Порядок зачета (возврата) налога (пеней, штрафов), излишне уплаченного юридическим лицом или излишне взысканного до его реорганизации, регламентируется п. 10 ст. 50 и гл. 12 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 июня 2009 г. N 03-11-06/2/104


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Новое в налогообложении недр и природных ресурсов
Новости законодательства, судебные решения, аналитика, интервью с экспертами, комментарии к правовым актам, ответы на вопросы и разбор спорных ситуаций - все, что нужно для работы, дважды в месяц доставляется на ваше рабочее место.

 



Все права защищены © 2009 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное