Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Схемы корреспонденций Выпуск от 28.02.2014


Диск "КонсультантПлюс: Высшая школа" - незаменимый помощник студентов

Новый выпуск диска "КонсультантПлюс: Высшая школа" содержит все, что необходимо в учебе студентам юридических и экономических дисциплин: правовые акты, материалы судебной практики, консультации, а также материалы Путеводителей КонсультантПлюс. В разделе "Электронная библиотека" - классическая и современная литература, учебники и труды классиков права. Получить диск можно в вузе или в вашем сервисном центре КонсультантПлюс.

Подробнее

Схемы корреспонденций счетов от 28.02.2014

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка "Корреспонденция счетов" системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отразить в учете организации затраты, связанные с оплатой нотариальных услуг, если их оплата произведена через подотчетное лицо? Частным нотариусом выполнены нотариальные действия (удостоверение сделки и свидетельствование копий документов), а также оказаны услуги правового и технического характера (консультационные услуги, составление проекта договора, изготовление копий документов).

Организация оплатила услуги частного нотариуса на общую сумму 18 500 руб., а именно:

- нотариальный тариф за удостоверение договора лизинга в размере 11 000 руб. (стоимость предмета договора составляет 3 000 000 руб.);

- за свидетельствование верности копий документов (50 страниц) - 500 руб.;

- за услуги правового и технического характера - 7000 руб.

Нотариусом выдан бланк, в котором отдельно выделены стоимость услуг, оплачиваемых по нотариальному тарифу, и стоимость услуг правового и технического характера. Оплата нотариальных услуг произведена через подотчетное лицо, которому были выданы денежные средства из кассы организации в размере 20 000 руб.

Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления.

Корреспонденция счетов:

 

Гражданско-правовые отношения

Нотариальная деятельность в РФ регламентируется Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденными ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1.

В соответствии с ч. 2 ст. 1, ч. 3 ст. 2 Основ о нотариате нотариальные действия в РФ совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

За совершение действий, для которых законодательством РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе (ч. 2 ст. 22 Основ о нотариате). Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий установлены п. 1 ст. 333.24 Налогового кодекса РФ.

В рассматриваемом случае нотариус осуществил удостоверение договора лизинга и свидетельствование верности копий документов. Указанные нотариальные действия не являются обязательными, т.е. для таких действий законодательством РФ не предусмотрена обязательная нотариальная форма. За совершение указанных нотариальных действий нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, установленном в соответствии с требованиями ст. 22.1 Основ о нотариате (ч. 3 ст. 22 Основ о нотариате).

В рассматриваемой ситуации нотариальный тариф за удостоверение договора лизинга, предмет которого подлежит оценке, установлен по правилам пп. 4 п. 1 ст. 22.1 Основ о нотариате и составляет 11 000 руб. (5000 руб. + (3 000 000 руб. - 1 000 000 руб.) x 0,3%). Тариф за свидетельствование верности копий документов в количестве 50 страниц установлен в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 22.1 Основ о нотариате и составляет 500 руб. (50 x 10 руб.).

В соответствии со ст. 15 Основ о нотариате нотариус имеет право не только совершать предусмотренные Основами о нотариате нотариальные действия, но и, в частности, составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий.

Денежные средства, полученные нотариусом за оказание услуг правового и технического характера, являются одним из источников финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой (ч. 1 ст. 23 Основ о нотариате).

Заметим, что исходя из позиции Конституционного Суда РФ оказание нотариусом услуг правового и технического характера для лица, обратившегося к нотариусу, носит исключительно добровольный характер и производится вне рамок нотариальных действий (п. 2.2, абз. 1 п. 2.3 Определения Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 272-О-О).

При совершении юридически значимых действий, оформляемых в нотариальном порядке, нотариус применяет бланк единого образца, имеющий определенные степени защиты (введен в нотариальное делопроизводство с 01.01.2011) (п. 41 Правил нотариального делопроизводства, утвержденных Приказом Минюста России от 19.11.2009 N 403, Информационное письмо ФНП от 04.03.2010 N 417 "Об использовании нотариусами бланков единого образца").

Также отметим, что все нотариальные действия, совершаемые нотариусом, регистрируются в реестре. Нотариус обязан выдавать выписки из реестра по письменному заявлению организаций и лиц, от имени или по поручению которых совершены эти действия (ст. 50 Основ о нотариате).

Порядок ведения кассовых операций

Выдача наличных денег из кассы под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности организации, производится по Расходному кассовому ордеру (унифицированная форма N КО-2, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 <*>), который оформляется на основании заявления подотчетного лица, составленного в произвольной форме (п. п. 1.8, 4.1, 4.4 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011 N 373-П).

Отметим, что выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег (п. 4.4 Положения о порядке ведения кассовых операций).

В срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, подотчетное лицо обязано предъявить авансовый отчет (например, по унифицированной форме N АО-1, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55 <*>) об израсходованных суммах с приложением подтверждающих документов. В данном случае таким документом является выданная нотариусом квитанция или иной документ, подтверждающий оплату нотариальных услуг. Проверка авансового отчета, его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем (п. 4.4 Положения о порядке ведения кассовых операций).

Бухгалтерский учет

Бухгалтерские записи по отражению в учете операций по расчетам с подотчетным лицом производятся в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены в нижеследующей таблице проводок.

Сумма нотариального тарифа, а также плата за оказанные нотариусом услуги правового и технического характера, оплата которых связана с основной деятельностью организации, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Указанные расходы признаются при соблюдении условий, указанных в п. 16 ПБУ 10/99, в том отчетном периоде, в котором они имели место (п. 18 ПБУ 10/99).

Для расчетов с частным нотариусом, в том числе и по сумме нотариального тарифа <**>, может применяться счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Стоимость услуг, оказанных нотариусом, отражается по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) и кредиту счета 76 (Инструкция по применению Плана счетов).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Согласно ч. 6 ст. 1 Основ о нотариате нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Частные нотариусы не признаются индивидуальными предпринимателями, понятие которых установлено абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ. Соответственно, частные нотариусы не отнесены и к плательщикам НДС, перечень которых установлен п. 1 ст. 143 НК РФ.

Исходя из вышеизложенного нотариусы, занимающиеся частной практикой, при оказании услуг в рамках своей профессиональной деятельности НДС не уплачивают (разъяснения консультанта Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Е.С. Лобачевой от 04.05.2007).

Налог на прибыль организаций

Плата частному нотариусу за нотариальное оформление относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Такие затраты включаются в базу по налогу на прибыль в пределах утвержденных тарифов (пп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ). Соответствующие расходы сверх данных тарифов не учитываются на основании п. 39 ст. 270 НК РФ (Письма УФНС России по г. Москве от 26.01.2009 N 19-12/005242, Минфина России от 30.05.2012 N 03- 03-06/2/69). В рассматриваемой ситуации плата за нотариальные действия произведена в соответствии с установленными нотариальными тарифами.

По мнению Минфина России, суммы, уплаченные нотариусу за оказание услуг правового и технического характера, включаются в состав прочих расходов как затраты на юридические, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги на основании пп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии их соответствия критериям п. 1 ст. 252 НК РФ (Письмо от 26.08.2013 N 03-03-06/2/34843).

Отметим, что аналогичная точка зрения высказывалась официальными органами и ранее (Письма УФНС России по г. Москве от 27.09.2011 N 16- 15/093518@.2, Минфина России от 16.11.2010 N 03-03-06/2/198), а также поддержана арбитражной практикой (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 18.07.2013 N А40-54007/12-91-301).

Произведенные расходы должны быть подтверждены документально (п. 1 ст. 252 НК РФ). По мнению налоговых органов, документальным подтверждением произведенных расходов может являться бланк, полученный от нотариуса, в котором отражены сумма оплаты и вид нотариальных действий (Письмо УФНС России по г. Москве от 27.09.2011 N 16-15/093518@.2) <***>.

Расходы на оплату услуг нотариуса, оплаченные наличными денежными средствами через подотчетное лицо, признаются на дату утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Выданы под отчет денежные средства для оплаты услуг частного нотариуса <*>

71

50

20 000

Расходный кассовый ордер

Оплачены услуги частного нотариуса <*>

76

71

18 500

Авансовый отчет

Отражены расходы на оплату услуг частного нотариуса

20

(44

и др.)

76

18 500

Бланк нотариуса

Отражен возврат неизрасходованных средств подотчетным лицом <*>

(20 000 - 18 500)

50

71

1500

Авансовый отчет,

Приходный кассовый ордер


<*> Об особенностях применения унифицированных форм первичных учетных документов с 01.01.2013 см. комментарий.

<**> Напомним, что нотариальный тариф не является государственной пошлиной, поэтому счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" в данном случае не применяется (п. 1 ст. 333.16 НК РФ, Инструкция по применению Плана счетов).

<***> Заметим: положения ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" не распространяются на частных нотариусов, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Следовательно, частный нотариус не обязан применять ККТ при расчетах за оказываемые им услуги по совершению нотариальных действий, а также за услуги правового и технического характера. По вопросу применения нотариусами ККТ см. также Письма УФНС России по г. Москве от 08.04.2011 N 17-26/034104, МНС России от 14.04.2004 N 33-0-11/285@.

2014-01-23 М.С.Радькова
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

Ситуация:

Как отразить в учете организации затраты на исправление бракованной продукции, если виновные лица в образовании брака не выявлены (брак получен в результате сбоя в работе оборудования)? Брак выявлен до отправления продукции покупателю.

Затраты на исправление брака составили 70 000 руб. (в том числе заработная плата работников - 40 000 руб., страховые взносы на нее - 12 080 руб., материалы - 17 920 руб.). Организация применяет метод начисления в налоговом учете.

Корреспонденция счетов:

 

Бухгалтерский учет

Браком в производстве считаются продукция, полуфабрикаты, детали, узлы и работы, которые не соответствуют по своему качеству установленным стандартам или техническим условиям и не могут быть использованы по своему прямому назначению или могут быть использованы лишь после исправления. К исправимому браку относится забракованная продукция, которая после дополнительных затрат может быть использована по прямому назначению. Себестоимость исправимого брака слагается из затрат на сырье, материалы и полуфабрикаты, израсходованные на исправление дефектной продукции, оплаты труда рабочих, начисленной за работы по исправлению брака, в нее также может включаться соответствующая доля общепроизводственных (цеховых) расходов. В данном случае брак является внутренним, т.е. обнаруженным в организации до отправки продукции покупателям, потребителям (п. 38 Основных положений по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях, утвержденных Госпланом! СССР, Госкомцен СССР, Минфином СССР, ЦСУ СССР 20.07.1970) <*>.

Для учета потерь от брака в производстве предназначен счет 28 "Брак в производстве" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). В рассматриваемой ситуации в дебет счета 28 относятся затраты на материалы, израсходованные на исправление дефектной продукции, оплата труда рабочих, начисленная за работы по исправлению брака, страховые взносы на указанную заработную плату.

Напомним, что затраты, связанные с исправлением брака, признаются расходами по обычным видам деятельности организации (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

В рассматриваемой ситуации виновные лица в образовании брака не выявлены. В этом случае сумма потерь от брака, сформированная по дебету счета 28, относится на счет учета затрат на производство, т.е. 20 "Основное производство" (Инструкция по применению Плана счетов).

Потери от брака формируют себестоимость той продукции, по которой обнаружен брак, как правило, по отдельной статье затрат "Потери от брака" (п. п. 8, 10 ПБУ 10/99, п. 99 Основных положений, п. 5.4 Методических рекомендаций по учету затрат на производство и калькулированию себестоимости масложировой продукции, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 14.12.2004 N 537, п. 4.57 Методических положений по планированию, учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и калькулированию себестоимости продукции (работ и услуг) на предприятиях химического комплекса, утвержденных Приказом Минпромнауки России от 04.01.2003 N 2, п. 34 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 06.06.2003 N 792).

Заметим, что метод оценки расходов на брак и последующего распределения этих расходов на себестоимость выпущенной за отчетный период продукции надлежащего качества является элементом учетной политики организации (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Сумма НДС, предъявленного поставщиком материалов, использованных для исправления бракованной продукции, реализация которой облагается НДС, принимается к вычету в общеустановленном порядке (на дату принятия этих материалов к учету и на основании полученного счета-фактуры) (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ).

Налог на прибыль организаций

Затраты на исправление брака включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 47 п. 1 ст. 264 НК РФ.

При этом отметим, что указанные расходы организация учитывает в качестве прямых либо в качестве косвенных расходов в зависимости от условий учетной политики для целей налогового учета (абз. 9, 10 п. 1 ст. 318 НК РФ).

В рассматриваемом случае исходим из предположения, что указанные расходы для целей налогообложения в соответствии с учетной политикой отнесены к прямым расходам, формирующим стоимость производимой продукции. В этом случае рассматриваемые расходы сформируют бухгалтерскую прибыль (убыток) и налоговую базу по налогу на прибыль в одном и том же отчетном периоде.

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Заработная плата работников за устранение недостатков изготовленной продукции включена в состав потерь от брака

28

70

40 000

Расчетная ведомость

Страховые взносы на заработную плату за работу по устранение брака включены в состав потерь от брака

28

69-1,

69-2,

69-3

12 080

Бухгалтерская справка-расчет

Стоимость материалов, использованных при устранении недостатков изготовленной продукции, включена в состав потерь от брака <**>

28

10

17 920

Требование-накладная

Списаны потери на исправление брака

20

28

70 000

Бухгалтерская справка


<*> Аналогичные определения и понятия содержатся в ряде отраслевых документов, например в п. 34 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях, Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету и отчетности на хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятиях (утв. Минсельхозом России), разд. 13 Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях, утвержденной Приказом Минтопэнерго России от 17.11.1998 N 371, и др.

<**> Об особенностях применения унифицированных форм первичных учетных документов с 1 января 2013 г. см. комментарий.

2014-01-27 Т.Е.Меликовская
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2014 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни


В избранное