Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Схемы корреспонденций Выпуск от 29.11.2013


 

"Сборник типовых ситуаций" для бухгалтера - новые практические материалы в КонсультантПлюс

Быстро сориентироваться и узнать правильный порядок действий помогут новые практические материалы для бухгалтера в КонсультантПлюс - "Сборник типовых ситуаций". На все вопросы даны четкие ответы с порядком действий. Если есть нюансы, или требуется подробная информация, из типовых ситуаций можно перейти в Путеводители КонсультантПлюс. Новые материалы доступны в банке "Бухгалтерская пресса и книги" и в результатах поиска помечены "Типовая ситуация".

Подробнее

Схемы корреспонденций счетов от 29.11.2013

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка "Корреспонденция счетов" системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отразить в учете автотранспортной организации затраты на приобретение и установку тахографов?

В апреле 2013 г. организация, осуществляющая грузовые перевозки, приобрела и установила на эксплуатируемые автомобили 10 тахографов. Договорная стоимость с установкой каждого тахографа составляет 32 450 руб. (в том числе НДС 4950 руб.).

В соответствии с учетной политикой для целей бухгалтерского учета к основным средствам относится имущество, стоимость которого превышает 40 000 руб.

Корреспонденция счетов:

Нормативно-правовое регулирование

С 01.04.2013 организации, эксплуатирующие транспортные средства на территории РФ, обязаны оснащать их тахографами (абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст. 1, п. 2 ст. 12 Федерального закона от 14.06.2012 N 78-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном").

Тахограф - техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств. Требования к тахографам, Категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, Правила использования, обслуживания и контроля их работы утверждены Приказом Минтранса России от 13.02.2013 N 36.

Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, а также с неработающим или с не соответствующим установленным требованиям тахографом повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 3000 руб., на должностных лиц - от 5000 до 10 000 руб. Штраф за нарушение водителем указанных транспортных средств установленного режима труда и отдыха составляет от 1000 до 3000 руб. (ст. 11.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Бухгалтерский учет

Автомобили, используемые при оказании автотранспортных услуг, учитываются в составе основных средств (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).

Тахограф, имеющий срок полезного использования свыше 12 месяцев и используемый при эксплуатации автомобиля, на котором он установлен, также удовлетворяет требованиям, предусмотренным п. 4 ПБУ 6/01.

Заметим, что тахограф и автомобиль не могут учитываться как один инвентарный объект основных средств, поскольку функции, выполняемые тахографом и автомобилем, различны и не зависят друг от друга (п. 6 ПБУ 6/01). Кроме того, тахограф может быть без ущерба для автомобиля снят с него и установлен на другой автомобиль. Следовательно, установка тахографа на автомобиль не может рассматриваться как модернизация либо дооборудование автомобиля.

Таким образом, приобретенные тахографы учитываются как самостоятельные объекты имущества.

При этом в силу своей незначительной стоимости, не превышающей установленный организацией лимит отнесения имущества к основным средствам, приобретенные тахографы относятся к материально-производственным запасам (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01).

Стоимость тахографов отражается по дебету счета 10 "Материалы" (на специально выделенном субсчете, например 10-12 "Активы стоимостью до 40 000 руб. и со сроком полезного использования свыше 12 месяцев на складе") и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по фактической себестоимости, в данном случае исходя из цены приобретения тахографов (без НДС) (п. п. 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

На дату передачи тахографов в эксплуатацию их стоимость признается расходом по обычным видам деятельности и списывается со счета 10, субсчет 10-12, в дебет счетов учета затрат на производство (п. п. 5, 7, 8, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, п. п. 90, 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально- производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).

Одновременно в целях обеспечения сохранности переданных в эксплуатацию тахографов их стоимость может быть отражена за балансом, например на забалансовом счете 013 "Активы стоимостью до 40 000 руб. и со сроком полезного использования свыше 12 месяцев в эксплуатации" (п. 5 ПБУ 6/01, Инструкция по применению Плана счетов) <*>.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Сумма НДС, предъявленная продавцом тахографов, подлежит вычету при условии их использования в облагаемой НДС деятельности и наличии надлежаще оформленных счетов-фактур и документов, подтверждающих их принятие к учету (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ).

Налог на прибыль организаций

Стоимость тахографа не превышает 40 000 руб. Следовательно, в целях применения гл. 25 НК РФ приобретенные тахографы не признаются амортизируемым имуществом и их стоимость может включаться в материальные расходы в полной сумме в момент передачи тахографов в эксплуатацию (установки на автомобили) (пп. 3 п. 1 ст. 254, п. 1 ст. 256 НК РФ). Одна из функций тахографа - обеспечивать непрерывную и некорректируемую регистрацию информации о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, следовательно, затраты на его приобретение можно рассматривать и как расходы на обеспечение нормальных условий труда <*>. Данные расходы, предусмотренные законодательством РФ, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Таким образом, затраты организации на приобретение тахографов могут быть отнесены и к прочим расходам на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ с учетом положений п. 1 ст. 252 НК РФ.

Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ). Таким образом, организации следует определить, к какой группе расходов в целях налогообложения прибыли она отнесет стоимость приобретенных и установленных на автомобили тахографов - к материальным или к прочим, и закрепить выбранный вариант в учетной политике (абз. 5 ст. 313 НК РФ).

Материальные расходы, предусмотренные п. 3 ст. 254 НК РФ, а также прочие расходы, предусмотренные ст. 264 НК РФ, как правило, относятся в соответствии с учетной политикой к косвенным расходам, сумма которых в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода (абз. 2, 9, 10 п. 1, п. 2 ст. 318 НК РФ).

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Отражено приобретение 10 тахографов ((32 450 - 4950) x 10) 10-12 60 275 000 Отгрузочные документы поставщика, Приходный ордер
Отражен НДС, предъявленный продавцом тахографов (4950 x 10) 19-3 60 49 500 Счет-фактура
Принят к вычету НДС 68 19 49 500 Счет-фактура
Произведены расчеты с поставщиком 60 51 324 500 Выписка банка по расчетному счету
Отражена передача тахографов в эксплуатацию <**> 20 10-12 275 000 Требование-накладная
Стоимость тахографов, переданных в эксплуатацию, отражена на забалансовом счете 013   275 000 Бухгалтерская справка

 


<*> Заметим, что приобретение тахографов организацией, осуществляющей грузоперевозки, отнесено к предупредительным мерам по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, которые подлежат финансовому обеспечению за счет начисленных сумм страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в ФСС РФ (пп. "и" п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н).

В данной консультации рассматривается ситуация, когда тахографы приобретаются не за счет страховых взносов, а за счет средств организации.

<**> Об особенностях применения унифицированных форм первичных учетных документов с 1 января 2013 г. см. комментарий.

2013-10-25 Л.В.Гужелева
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

Ситуация:

Как отразить в учете организации командировочные расходы дистанционного работника?

Работник организации, который по трудовому договору работает дистанционно, в силу производственной необходимости был направлен в командировку. Денежный аванс на оплату командировочных расходов в сумме 36 060 руб. перечислен на банковский счет работника, открытый в рамках "зарплатного" проекта. Расходы работника составили: на проживание - 17 700 руб. (в том числе НДС 2700 руб.), суточные (определенные коллективным договором в размере 700 руб. в сутки) - 4200 руб. за шесть дней командировки, на проезд к месту нахождения работодателя и обратно согласно авиабилету - 14 160 руб. (в том числе НДС 2600 руб.). Подтверждающие расходы документы оформлены на бланках строгой отчетности с выделением суммы НДС отдельной строкой.

Командировка работника связана с основной производственной деятельностью организации.

Корреспонденция счетов:

Трудовые отношения

Особенности труда дистанционных работников регулируются гл. 49.1 Трудового кодекса РФ. Дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе, под которой понимается выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет (ст. 312.1 ТК РФ).

Из определения дистанционной работы, данного в ст. 312.1 ТК РФ, следует, что для работника местом постоянной работы является место его нахождения.

Служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ, п. 3 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749).

Ни ТК РФ, ни Положение не содержат запрета на отправление работодателем дистанционного работника в командировку, следовательно, работодатель вправе направить дистанционного работника в служебную командировку (см. также консультацию специалиста Федеральной службы по труду и занятости И.И. Дудоладова, Письмо Минфина России от 08.08.2013 N 03-03-06/1/31945).

На дистанционных работников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом особенностей, установленных гл. 49.1 ТК РФ (ч. 3 ст. 312.1 ТК РФ). Следовательно, в отсутствие особенностей командирования дистанционных работников в гл. 49.1 ТК РФ на дистанционных работников распространяются и гарантии при направлении таких работников в служебные командировки, предусмотренные ст. ст. 167 и 168 ТК РФ.

При направлении работника в служебную командировку работодатель обязан возместить работнику расходы по проезду и найму жилья, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) и иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. При этом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ст. 168 ТК РФ, п. 11 Положения).

Работнику при направлении в командировку выдается денежный аванс на оплату командировочных расходов (п. 10 Положения). Так как в данном случае работник работает дистанционно, данные средства могут быть выплачены (перечислены) на его банковский счет в целях осуществления им с использованием карты физического лица, выданной в рамках "зарплатных" проектов, оплаты командировочных расходов и компенсации сотрудникам документально подтвержденных расходов. При этом в учетной политике организации необходимо закрепить положения, определяющие порядок расчетов с подотчетными лицами с использованием банковских карт (Письмо Минфина России N 02-03-10/37209, Казначейства России N 42-7.4-05/5.2-554 от 10.09.2013).

По общему правилу цель командировки работника определяется руководителем командирующей организации и указывается в служебном задании <*>, которое утверждается работодателем (п. 6 Положения).

Согласно п. 7 Положения на основании решения работодателя работнику оформляется командировочное удостоверение <*>, подтверждающее срок его пребывания в командировке (дату приезда в пункт (пункты) назначения и дату выезда из него (из них)) (за исключением случаев, указанных в п. 15 Положения).

По возвращении из командировки работник обязан в течение трех дней представить авансовый отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по выданному авансу, а также представить отчет о выполненной работе (п. 26 Положения). К авансовому отчету прилагаются в том числе и документы, подтверждающие фактические расходы по найму и проезду. Документального подтверждения расходования суточных не требуется (Письмо Минфина России от 24.11.2009 N 03-03-06/1/770). Сумма расходов в виде суточных рассчитывается на основании отметок в командировочном удостоверении и отражается непосредственно в авансовом отчете.

Главой 49.1 ТК РФ не предусмотрено особого порядка для обмена документами при оформлении направления дистанционного работника в командировку.

Полагаем, что такой обмен может осуществляться в электронном виде с последующим направлением по почте подлинников необходимых документов, подтверждающих командировочные расходы (по данному вопросу см. также консультацию специалиста Министерства труда и социальной защиты РФ Т.В. Маленко от 26.06.2013).

Бухгалтерский учет

Перечисление денежных средств на командировочные расходы на банковский счет работника может быть отражено записью по дебету счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и кредиту счета 51 "Расчетные счета" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Командировочные расходы, связанные с основной производственной деятельностью организации, относятся к расходам по обычным видам деятельности, формирующим себестоимость продукции (работ, услуг), и признаются на дату утверждения авансового отчета работника руководителем организации (п. п. 5, 7, 9, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Признание командировочных расходов в себестоимости продукции основного производства отражается по дебету счетов учета затрат (расходов на продажу) и кредиту счета 71 (Инструкция по применению Плана счетов).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки (расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно, а также расходам на наем жилого помещения), принимаются к вычету при условии, что командировка осуществляется в рамках облагаемой НДС деятельности и при наличии документов, подтверждающих принятие к учету этих расходов (пп. 1 п. 2, п. 7 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ).

Датой принятия на учет расходов на командировки является дата утверждения авансового отчета.

Налоговые вычеты сумм НДС по расходам на командировки могут производиться на основании счетов-фактур или иных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Порядок вычета сумм НДС по расходам по найму жилого помещения и проезду к месту командировки и обратно установлен п. 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, согласно которому при приобретении таких услуг в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной отдельной строкой суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.

В данном случае основанием для принятия НДС к вычету являются авиабилет и счет гостиницы с выделенными в них отдельной строкой суммами НДС (Письма Минфина России от 19.07.2013 N 03-07-11/28554, от 21.11.2012 N 03-07-11/502, УФНС России по г. Москве от 31.08.2009 N 16-15/090448.1, от 11.12.2008 N 19-11/115222).

Налог на прибыль организаций

Расходы на командировки, в том числе дистанционного работника, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции, на дату утверждения авансового отчета при условии соответствия понесенных расходов критериям, перечисленным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Указанные расходы признаются в фактически понесенной сумме (без учета принимаемого к вычету НДС) (пп. 12 п. 1 ст. 264, пп. 5 п. 7 ст. 272, п. 1 ст. 170 НК РФ, Письмо Минфина России от 08.08.2013 N 03-03-06/1/31945). В данном случае расходы на командировку в целях исчисления налога на прибыль составили 31 200 руб. ((17 700 руб. - 2700 руб.) + 4200 руб. + (14 160 руб. - 2160 руб.)).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховые взносы

Фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд в командировку до места назначения и обратно не облагаются НДФЛ и страховыми взносами, включая взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (абз. 12 п. 3 ст. 217 НК РФ, ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", п. 2 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").

При этом суточные нормируются только для исчисления НДФЛ (не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке) (абз. 12 п. 3 ст. 217 НК РФ). А в части страховых взносов суточные не включаются в базу для начисления взносов без ограничения их величины.

В данном случае коллективным договором суточные установлены в размере 700 руб. за сутки, следовательно, суммы командировочных расходов в полном объеме не включаются ни в облагаемый НДФЛ доход дистанционного работника, ни в базу для начисления страховых взносов.

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
На дату перечисления денежных средств на банковский счет работника
Перечислены денежные средства на банковский счет работника 71 51 36 060 Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку, Выписка банка по расчетному счету
На дату утверждения авансового отчета <*>
Отражены командировочные расходы в части затрат на наем жилого помещения (17 700 - 2700) 20 (44, 26 и др.) 71 15 000 Авансовый отчет, Счет гостиницы
Отражен НДС, выделенный в стоимости проживания 19 71 2 700 Авансовый отчет, Счет гостиницы
Отражены командировочные расходы в части затрат на проезд (14 160 - 2160) 20 (44, 26 и др.) 71 12 000 Авансовый отчет, Авиабилет
Отражен НДС со стоимости, выделенный в авиабилете 19 71 2 160 Авансовый отчет, Авиабилет
Отражены в расходах суточные 20 (44, 26 и др.) 71 4 200 Авансовый отчет
Принят к вычету НДС с расходов на проезд и проживание (2700 + 2160) 68 19 4 860 Авиабилет, Счет гостиницы

 


<*> Об особенностях применения унифицированных форм первичных учетных документов с 1 января 2013 г. см. комментарий.

2013-10-28 Л.В.Гужелева
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни


В избранное