Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Схемы корреспонденций Выпуск от 18.10.2013


 

Простой и быстрый поиск в КонсультантПлюс

Найти всю необходимую информацию по своему вопросу в КонсультантПлюс очень просто. Поиск в КонсультантПлюс учитывает профессиональную лексику, распространенные сокращения (например, упрощенка, больничный, УСНО) и дает точный и надежный результат. Вы получаете только актуальную и проверенную информацию! 

Подробнее

Схемы корреспонденций счетов от 18.10.2013

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка "Корреспонденция счетов" системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отразить в учете организации принятие к учету товаров, выявленных в качестве излишков при проведении плановой инвентаризации, и их дальнейшую реализацию?

В результате проведенной инвентаризации выявлен излишек товара, рыночная стоимость которого составила 200 000 руб. В дальнейшем указанный товар реализован за 236 000 руб. (в том числе НДС 36 000 руб.).

Корреспонденция счетов:

Бухгалтерский учет

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно (ч. 1, 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Порядок проведения и оформления результатов инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 <*>.

При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 402-ФЗ).

В рассматриваемой ситуации в результате проведения инвентаризации товаров выявлен излишек. Выявленный излишек принимается к учету в качестве материально-производственных запасов по фактической себестоимости, которой является рыночная стоимость товара. При этом под текущей рыночной стоимостью товара понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов (п. п. 2, 5, 9 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, пп. "а" п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).

Напомним, что выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (ч. 4 ст. 11 Федерального закона N 402-ФЗ).

Рыночная стоимость выявленных излишков товара включается в состав прочих доходов организации (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).

На дату передачи покупателю принятого к учету товара организация признает доход по обычным видам деятельности (выручку от продажи) в сумме, установленной договором купли-продажи (п. п. 5, 6.1, 12 ПБУ 9/99). Одновременно фактическая себестоимость переданного покупателю товара учитывается в себестоимости продаж (п. п. 5, 9, 19 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Бухгалтерские записи по принятию к учету выявленного излишка товара, его продаже и поступлению оплаты от покупателя производятся в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены в нижеследующей таблице проводок.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Операции по реализации товаров на территории РФ являются объектом налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ).

На дату передачи товара покупателю у организации возникает момент определения налоговой базы по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ). Налоговая база при этом определяется как стоимость товара, установленная договором купли-продажи (без учета НДС) (п. 1 ст. 154, абз. 3 п. 1 ст. 105.3 НК РФ). Начисленный при реализации товара НДС отражается в бухгалтерском учете в общеустановленном порядке в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов.

Налог на прибыль организаций

Стоимость излишков товара, выявленных в результате инвентаризации, включается в состав внереализационных доходов организации (п. 20 ст. 250 НК РФ).

Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы по рыночной цене указанных излишков на дату их выявления. Рыночные цены для целей налогообложения определяются в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному ст. 105.3 НК РФ, на момент реализации или совершения внереализационных операций (без включения в них НДС, акциза) (п. п. 5, 6 ст. 274 НК РФ). Выручка от реализации товара в сумме, установленной договором купли-продажи (без учета НДС), включается в состав доходов от реализации (п. п. 1, 2 ст. 249, п. 1 ст. 248 НК РФ).

Указанный доход уменьшается на стоимость товара. Стоимость выявленного излишка товаров для целей налогообложения определяется как рыночная цена этих товаров, определенная на момент признания внереализационного дохода (пп. 2 п. 1 ст. 268, абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ, Письмо Минфина России от 23.09.2011 N 03-03-06/1/583).

Дополнительно по данному вопросу см. Практическое пособие по налогу на прибыль.

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Принят к учету излишек товаров, выявленный при инвентаризации <**> 41 91-1 200 000 Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ, Приходный ордер
Признана выручка от реализации товара <**> 62 90-1 236 000 Товарная накладная
Списана фактическая себестоимость товара 90-2 41 200 000 Бухгалтерская справка-расчет
Начислен НДС 90-3 68 36 000 Счет-фактура
Получены денежные средства от покупателя товара 51 62 236 000 Выписка банка по расчетному счету

 


<*> Напомним, что для проведения инвентаризаций в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 2.2 Методических указаний). Данные о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации (п. 2.5 Методических указаний).

<**> Об особенностях применения унифицированных форм первичных учетных документов с 1 января 2013 г. см. комментарий.

2013-09-13 Т.Е.Меликовская
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

Ситуация:

Как отразить в учете организации затраты на уплату государственной пошлины за регистрацию права собственности на построенное здание производственного цеха, если госпошлина уплачивается после принятия здания к учету в качестве объекта основных средств (ОС) и ввода здания в эксплуатацию?

Корреспонденция счетов:

Гражданско-правовое регулирование

Здание производственного цеха является объектом недвижимости (п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ). Право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации (п. 1 ст. 131, ст. 219 ГК РФ).

Государственная регистрация права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в частности ст. 25 данного Закона.

Государственная пошлина

За регистрацию права собственности на объект недвижимости взимается государственная пошлина в размере 15 000 руб. (ст. 11 Федерального закона N 122-ФЗ, пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ).

Государственная пошлина относится к федеральным сборам (п. 1 ст. 333.16, п. 10 ст. 13 НК РФ).

Государственная пошлина уплачивается до подачи заявления на государственную регистрацию прав (при подаче заявления в электронной форме - после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению) (пп. 5.2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).

В случае отказа от подачи заявления уплаченная госпошлина подлежит возврату (пп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ). В случае отказа в государственной регистрации госпошлина возврату не подлежит (п. 4 ст. 333.40 НК РФ).

Бухгалтерский учет

В рассматриваемом случае госпошлина уплачивается в связи с государственной регистрацией права собственности на вновь построенный объект недвижимого имущества, принимаемый к бухгалтерскому учету в качестве объекта ОС в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

По общему правилу государственная пошлина, уплачиваемая в связи с приобретением объекта ОС, является частью фактических затрат на приобретение объекта ОС и включается в первоначальную стоимость данного объекта ОС, по которой этот объект принимается к бухгалтерскому учету (п. п. 7, 8 ПБУ 6/01) <*>.

В данном случае затраты на уплату госпошлины возникают у организации уже после принятия построенного объекта на учет в составе ОС.

Согласно п. 14 ПБУ 6/01 стоимость ОС, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, изменению не подлежит, за исключением случаев достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов ОС.

Таким образом, включение госпошлины, уплаченной после принятия на учет объекта ОС, в первоначальную стоимость объекта ОС представляется необоснованным.

В этом случае сумма государственной пошлины может включаться в состав расходов организации, в рассматриваемой ситуации - в состав расходов по обычным видам деятельности (в качестве расхода, связанного с содержанием и обслуживанием объекта ОС производственного назначения) (п. п. 5, 7, 8 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Расход в виде суммы уплачиваемой госпошлины признается на дату выполнения условий, установленных п. 16 ПБУ 10/99, т.е. на дату принятия заявления на государственную регистрацию прав (абз. 4 п. 16 ПБУ 10/99).

Поскольку государственная пошлина является федеральным сбором, ее уплата отражается по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" и кредиту счета 51 "Расчетные счета". Признание расходов на уплату госпошлины отражается по дебету счетов учета затрат на производство (в данном случае по счету 20 "Основное производство") и кредиту счета 68 (п. 10 ст. 13, п. 1 ст. 333.16 НК РФ, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Налог на прибыль организаций

Построенный производственный цех принимается к налоговому учету в качестве амортизируемого имущества (объекта ОС) (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ). Амортизируемое имущество включается в соответствующую амортизационную группу на дату его ввода в эксплуатацию (п. 1 ст. 258 НК РФ).

Напомним, что до 01.01.2013 недвижимость включалась в состав амортизационной группы в момент документального подтверждения факта подачи документов на государственную регистрацию права собственности (п. 11 ст. 258 НК РФ).

С 01.01.2013 для включения недвижимости в состав амортизационной группы факт подачи документов на государственную регистрацию права собственности значения не имеет (пп. "б" п. 5 ст. 1 Федерального закона от 29.11.2012 N 206-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Государственная пошлина, уплачиваемая в связи с государственной регистрацией права собственности на объект недвижимости, может рассматриваться как расход, связанный с приобретением амортизируемого имущества, и, соответственно, включаться в первоначальную стоимость объекта ОС (п. 1 ст. 257 НК РФ, Письмо Минфина России от 08.06.2012 N 03-03-06/1/295) <**>.

В рассматриваемом случае государственная пошлина уплачивается после ввода здания в эксплуатацию, т.е. после включения объекта ОС в соответствующую амортизационную группу.

Случаи, в которых производится изменение первоначальной стоимости объектов ОС, предусмотрены п. 2 ст. 257 НК РФ, который не содержит таких оснований, как уплата госпошлины в связи с государственной регистрацией прав.

По мнению Минфина России, оснований для изменения первоначальной стоимости объекта ОС в этом случае не возникает, а сумма государственной пошлины включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (Письмо Минфина России от 04.06.2013 N 03-03-06/1/20327).

Расходы на уплату государственной пошлины могут включаться в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ (как платеж за регистрацию прав) либо на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (как федеральный сбор).

Вне зависимости от типа прочих расходов, к которым будет отнесена госпошлина, ее сумма признается расходом на дату начисления госпошлины, т.е. на дату принятия заявления на государственную регистрацию прав (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Прочие расходы, в соответствии с учетной политикой, как правило, являются косвенными расходами, которые в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного периода (п. п. 1, 2 ст. 318 НК РФ).

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
На дату уплаты госпошлины
Уплачена государственная пошлина 68 51 15 000 Выписка банка по расчетному счету
На дату подачи документов на государственную регистрацию
Затраты на уплату госпошлины, произведенные после принятия объекта в состав ОС, включены в расходы по обычным видам деятельности 20 68 15 000 Расписка в принятии документов на государственную регистрацию, Бухгалтерская справка

 


<*> Заметим, что в настоящее время государственная регистрация права собственности на объект недвижимости не является необходимым условием для принятия его на учет в качестве объекта ОС, так как это не предусмотрено п. 4 ПБУ 6/01. Кроме того, в п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, прямо указано, что объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве ОС с выделением на отдельном субсчете к счету учета ОС.

В связи с этим, а также учитывая, что сумма госпошлины, как правило, не является для организации существенной (п. п. 6.2.1, 8.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России)), затраты на уплату госпошлины, на наш взгляд, могут и не рассматриваться в качестве фактических расходов, связанных с приобретением объектов ОС, подлежащих включению в первоначальную стоимость объекта в соответствии с п. 8 ПБУ 6/01.

Напомним, что решение организацией вопроса, является ли показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Иначе существенность при формировании бухгалтерской отчетности определяется совокупностью качественных и количественных факторов (Письмо Минфина России от 24.01.2011 N 07-02-18/01).

При таком подходе сумма государственной пошлины (не являющаяся существенной) может включаться в состав расходов организации (п. 2 ПБУ 10/99).

Учитывая изложенное, считаем, что в учетной политике организация может закрепить иной порядок учета госпошлин с отнесением их сумм на расходы организации (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

<**> Заметим, что вопрос о порядке учета затрат на уплату госпошлины, связанной с государственной регистрацией прав на объекты недвижимости, не является бесспорным. Так, есть мнение, что госпошлина как федеральный сбор не включается в первоначальную стоимость ОС, а учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (на основании пп. 1 или пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ) (Письма Минфина России от 16.02.2006 N 03-03-04/1/116, от 30.06.2005 N 03-03-04/2/14).

Вопросы о включении госпошлины в первоначальную стоимость объектов ОС рассмотрены в Практическом пособии по налогу на прибыль, а также Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

2013-09-16 Т.Е.Меликовская
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни


В избранное