Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Схемы корреспонденций Выпуск от 12.07.2013


 

Какие ошибки в счете-фактуре влекут отказ в выдаче НДС?

Какие ошибки в счете-фактуре влекут отказ в выдаче НДС? Полная информация об этом - в "Путеводителе по налогам" КонсультантПлюс. Узнайте больше об этом и других преимуществах КонсультантПлюс на www.consultant.ru/super

Схемы корреспонденций счетов от 12.07.2013

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка "Корреспонденция счетов" системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отразить в учете организации-заказчика расчеты с подрядчиком - физическим лицом (не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя) за выполнение работ по договору подряда?

Организация заключила договор подряда с физическим лицом (не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя) на выполнение косметического ремонта в помещении офиса. В соответствии с договором стоимость работ составляет 70 000 руб. Оплата выполненных работ производится после подписания сторонами акта приемки-сдачи выполненных работ наличными денежными средствами из кассы организации.

Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления.

Корреспонденция счетов:

 

Гражданско-правовые отношения

В соответствии с п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику (п. 1 ст. 703 ГК РФ).

Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно (п. 1 ст. 711 ГК РФ).

Страховые взносы

Организации являются страхователями и плательщиками страховых взносов (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").

Сумма выплат по договору подряда физическому лицу, не являющемуся предпринимателем, подлежит обложению страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. В базу для начисления данных страховых взносов сумма вознаграждения включается в полном объеме на дату ее начисления (ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8, п. 1 ст. 11 Федерального закона N 212-ФЗ).

База для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом (ч. 3 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ).

В 2013 г. применяются следующие тарифы страховых взносов: в Пенсионный фонд РФ - 22%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1% (ч. 1 ст. 58.2 Федерального закона N 212-ФЗ).

Вознаграждение, выплачиваемое физическому лицу в рамках договора подряда, не облагается взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащими уплате в Фонд социального страхования РФ (п. 2 ч. 3 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ). Также на данную выплату не начисляются взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (при условии, что договором возмездного оказания услуг не установлено иное) (абз. 4 п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").

Бухгалтерский учет

Стоимость выполненных работ признается в учете организации расходом по обычным видам деятельности на дату подписания сторонами акта приемки- сдачи выполненных работ (п. п. 5, 6, 6.1, 7, 16, 18 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Затраты на ремонт помещения офиса отражаются по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" (44 "Расходы на продажу" - для торговых организаций) в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов с подрядчиком (60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами") (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Страховые взносы, начисленные на сумму выплаченного подрядчику вознаграждения, также относятся к расходам по обычным видам деятельности организации на дату их начисления (п. п. 5, 6, 18 ПБУ 10/99). При этом в учете производится запись по дебету счета 26 (44) и кредиту счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" (Инструкция по применению Плана счетов).

Налог на прибыль организаций

Затраты организации, связанные с выплатой вознаграждения физическому лицу, не состоящему в штате организации, за выполнение им работ по договору подряда учитываются в составе расходов на оплату труда на основании п. 21 ст. 255 Налогового кодекса РФ.

При методе начисления расходы на оплату труда признаются ежемесячно исходя из начисленной суммы (п. 4 ст. 272 НК РФ).

Страховые взносы, начисленные организацией на указанную выплату подрядчику, признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией, на дату их начисления (пп. 1, 45 п. 1 ст. 264, пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Организация, в результате отношений с которой физическое лицо получает доход, признается налоговым агентом по НДФЛ. В этом случае организация обязана исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога непосредственно из доходов физического лица при их фактической выплате (п. п. 1, 4 ст. 226 НК РФ, Письмо Минфина России от 25.04.2011 N 03-04-05/3-292). Дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме (п. 1 ст. 223 НК РФ) <*>.

Величина налога определяется исходя из полученной физическим лицом суммы вознаграждения с применением ставки 13% (пп. 6 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 210, п. 2 ст. 226, п. 1 ст. 224 НК РФ).

Обозначения аналитических счетов, используемые в таблице проводок

К балансовому счету 69:

69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению";

69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию".

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Вознаграждение подрядчика отражено в составе расходов по обычным видам деятельности 26 (44) 60 (76) 70 000 Договор подряда, Акт приемки-сдачи выполненных работ
Начислены страховые взносы на сумму вознаграждения (70 000 x (22% + 5,1%)) 26 (44) 69-2, 69-3 18 970 Бухгалтерская справка-расчет
Удержан НДФЛ с суммы вознаграждения подрядчика (70 000 x 13%) 60 (76) 68 9 100 Регистр налогового учета (Налоговая карточка)
Выплачена подрядчику сумма вознаграждения <**> (70 000 - 9100) 60 (76) 50 60 900 Расходный кассовый ордер
Перечислена сумма НДФЛ в бюджет 68 51 9 100 Выписка банка по расчетному счету

 


<*> Согласно п. 2 ст. 221 НК РФ физическое лицо имеет право на профессиональный налоговый вычет в размере фактически понесенных и документально подтвержденных им расходов. Данный вычет предоставляется на основании письменного заявления, представляемого организации (ст. 221 НК РФ). В рассматриваемой ситуации исходим из предположения, что соответствующее заявление физическим лицом представлено не было.

<**> Об особенностях применения унифицированных форм первичных учетных документов с 01.01.2013 см. комментарий.

2013-06-14 М.С.Радькова
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

Ситуация:

Организация, осуществляющая оптовую торговлю непродовольственными товарами, имеет структурное подразделение (розничный магазин), которое находится в другом регионе и не выделено на отдельный баланс. Как отражаются в учете организации расходы, связанные с перемещением товара с оптового склада головной организации на склад розничного магазина, если перевозка осуществляется силами автотранспортной компании?

Согласно заключенному договору перевозки стоимость услуг автотранспортной компании составила 17 700 руб. (в том числе НДС 2700 руб.). По данным бухгалтерского учета организации фактическая себестоимость перевозимых товаров равна 472 000 руб. Расчеты с автотранспортной компанией произведены в месяце, следующем за месяцем оказания услуг.

Корреспонденция счетов:

 

Гражданско-правовые отношения

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза автомобильным транспортом подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная составляется грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) (п. п. 1, 2 ст. 785 Гражданского кодекса РФ, пп. 20 ст. 2, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).

Документальное оформление

Согласно п. 2 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, товары принимаются к учету в качестве материально-производственных запасов. Все операции по движению (поступление, перемещение, расходование) запасов должны оформляться первичными учетными документами (п. 11 Методических указаний).

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций и Указания по их применению и заполнению утверждены Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций".

В соответствии с Указаниями для учета движения товарно-материальных ценностей (товаров и тары) внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами применяется Накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (унифицированная форма N ТОРГ-13). Форма N ТОРГ-13 составляется в двух экземплярах, ответственным за ее составление является материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего товар. Первый экземпляр накладной является основанием для списания товарно-материальных ценностей (ТМЦ) в подразделении, передающем товары, а второй экземпляр служит основанием для оприходования ценностей в подразделение, получающее товары. Заполненная накладная подписывается материально ответственными лицами обеих сторон - сдающей товар и его получающей.

Кроме того, внутреннее перемещение товаров отражается отдельной строкой в Товарном отчете (форма N ТОРГ-29), который применяется в организациях торговли для учета товарных документов за отчетный период.

Вместе с тем согласно Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" с 01.01.2013 применение унифицированных форм не является обязательным (ч. 4 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ). Начиная с указанной даты формы первичных документов утверждаются руководителем экономического субъекта. Перечень обязательных реквизитов указанных документов приведен в ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ.

Таким образом, для ведения бухгалтерского учета приказом руководителя может быть утверждено как применение форм первичных учетных документов, разработанных экономическим субъектом самостоятельно (с учетом требований по наличию обязательных реквизитов, приведенных в ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ), так и применение форм первичных учетных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм.

Однако обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Подробную информацию об особенностях применения унифицированных форм первичных учетных документов с 1 января 2013 г. см. в комментарии.

В рассматриваемом случае организацией заключен договор перевозки с автотранспортной компанией. Согласно положениям п. п. 1, 2 ст. 8 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, является транспортная накладная. Форма транспортной накладной и порядок ее заполнения установлены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 272 <*>. Следовательно, форма транспортной накладной является обязательной к применению в целях реализации требований Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта <**>.

Бухгалтерский учет

В рассматриваемой ситуации организация в рамках торговой деятельности перевозит принадлежащие ей товары с оптового склада в розничный магазин. При перемещении собственного имущества между структурными подразделениями организация может отражать информацию о перевозимом имуществе в аналитическом учете без открытия отдельных субсчетов к счетам учета имущества. В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией самостоятельно исходя из указанной Инструкции, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета.

Вместе с тем Инструкцией по применению Плана счетов для учета товаров предназначен счет 41 "Товары", к которому могут быть открыты субсчета 41-1 "Товары на складах" и 41-2 "Товары в розничной торговле". Кроме того, Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрена возможность организации уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета. Следовательно, в данном случае учет товаров, находящихся в пути при перемещении между структурными подразделениями, организация может отражать с применением отдельного субсчета, например, 41-5, который может именоваться "Товары в пути".

В таком случае передача товаров перевозчику с оптового склада отражается записью по дебету счета 41, субсчет 41-5, в корреспонденции с кредитом счета 41, субсчет 41-1. При поступлении товаров в розничный магазин производится бухгалтерская запись по дебету счета 41, субсчет 41-2, и кредиту счета 41, субсчет 41-5.

Затраты организации в виде договорной стоимости услуг автотранспортной компании по перевозке товаров (без учета НДС) являются расходами по обычным видам деятельности (п. п. 5, 6, 6.1, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Указанные расходы признаются на дату подписания транспортной накладной представителем розничного магазина и отражаются по дебету счета 44 "Расходы на продажу" в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (п. п. 16, 18 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Сумма НДС, предъявленная организации автотранспортной компанией в стоимости услуг перевозки, подлежит вычету после принятия на учет данных услуг и при наличии счета-фактуры перевозчика (п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ).

Полученный от автотранспортной компании счет-фактуру организация регистрирует в ч. 2 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также в книге покупок (абз. 2 пп. "а" п. 11 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, п. п. 1, 2 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).

Сумма НДС, предъявленная организации при перевозке товара, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" в корреспонденции с кредитом счета 60. При принятии НДС к вычету производится запись по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" и кредиту счета 19 (Инструкция по применению Плана счетов).

Налог на прибыль организаций

Для целей налогового учета стоимость услуг автотранспортной компании по перевозке имущества может учитываться в составе материальных расходов на основании пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 252 НК РФ, если затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, организация вправе самостоятельно определить, к какой именно группе она отнесет такие затраты.

Расходы, связанные с перемещением товаров между структурными подразделениями организации, являются косвенными и уменьшают доходы от реализации текущего месяца (абз. 3 ст. 320 НК РФ).

При применении организацией метода начисления вышеуказанные расходы признаются на дату оказания услуг по перевозке имущества (абз. 4 п. 1 ст. 252, абз. 3 п. 2, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, Письма ФНС России от 21.03.2012 N ЕД-4-3/4681@, УФНС России по г. Москве от 26.09.2012 N 16- 15/091083@, от 27.09.2011 N 16-15/093519@, от 04.08.2011 N 16-15/076716@) <***>.

В случае применения в налоговом учете кассового метода расходы на перевозку имущества признаются на дату их оплаты при условии, что услуги фактически оказаны (пп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Применение ПБУ 18/02

При применении кассового метода в случае, если расчеты с перевозчиком произведены в следующем после оказания услуг отчетном периоде, транспортные расходы признаются для целей бухгалтерского и налогового учета в разных отчетных периодах. В связи с этим на дату признания расходов в бухгалтерском учете возникают вычитаемая временная разница (ВВР) и соответствующий ей отложенный налоговый актив (ОНА) (п. п. 11, 14 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н). В месяце признания расходов в налоговом учете указанные ВВР и ОНА погашаются (п. 17 ПБУ 18/02).

Возникновение ОНА отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 09 "Отложенные налоговые активы" и кредиту счета 68, а погашение - записью по кредиту счета 09 и дебету счета 68 (Инструкция по применению Плана счетов).

Обозначения аналитических счетов, используемые в таблице проводок

К балансовому счету 68:

68-НДС "Расчеты по НДС";

68-пр "Расчеты по налогу на прибыль организаций".

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Отражена себестоимость товара, переданного перевозчику 41-5 41-1 472 000 Накладная на внутреннее перемещение товаров, тары
Отражена себестоимость товара, принятого от перевозчика 41-2 41-5 472 000 Накладная на внутреннее перемещение товаров, тары
Отражена стоимость перевозки (17 700 - 2700) 44 60 15 000 Транспортная накладная
Отражена сумма НДС, предъявленная перевозчиком 19 60 2 700 Счет-фактура
Принята к вычету сумма НДС, предъявленная перевозчиком 68-НДС 19 2 700 Счет-фактура
Списана стоимость перевозки товара (без учета иных накопленных расходов) 90-2 44 15 000 Бухгалтерская справка
Кассовый метод: Отражен ОНА (15 000 x 20%) 09 68-пр 3 000 Бухгалтерская справка-расчет
На дату проведения расчетов с перевозчиком
Перечислена оплата перевозчику 60 51 17 700 Выписка банка по расчетному счету
Кассовый метод: Погашен ОНА 68-пр 09 3 000 Бухгалтерская справка

 


<*> Отметим, что в соответствии с изменениями, внесенными п. 6 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1208 "О внесении изменений в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом", с 13.03.2012 применяется обновленная форма транспортной накладной (Приложение N 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 272).

<**> В то же время продолжают действовать Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971, в соответствии с которыми основным документом, предназначенным для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, является товарно-транспортная накладная (см., например, пп. "д" п. 8, п. 13 Общих правил).

Форма товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т) утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте". Однако, учитывая, что Общие правила не относятся к числу федеральных законов, считаем, что форма N 1-Т обязательной к применению больше не является. В настоящей консультации исходим из условия, что при перевозке груза оформляется транспортная накладная.

<***> Подробнее о документальном подтверждении расходов на транспортные услуги сторонних организаций см. Путеводитель по сделкам. Перевозка груза. Грузоотправитель, Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.

2013-06-14 М.С.Радькова
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни


В избранное