Подборка по материалам информационного банка "Корреспонденция счетов" системы КонсультантПлюс
Ситуация:
Как отражаются в учете организации, изготавливающей офисную мебель, операции по передаче комплекта мебели, затраты на изготовление которого превышают 20 000 руб., для нужд бухгалтерии?
В бухгалтерском учете фактическая себестоимость указанного комплекта мебели (переданного в бухгалтерию в месяце изготовления) составляет 25 000 руб., что равно сумме прямых расходов на его изготовление в налоговом учете. Срок полезного использования мебели (как в бухгалтерском, так и в налоговом учете) установлен равным 62 месяцам на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1; начисление
амортизации производится линейным способом (методом). На начало месяца, в котором изготовлен и передан в бухгалтерию комплект мебели, у организации отсутствуют остатки готовой продукции на складе, продукции отгруженной, но нереализованной, а также незавершенного производства.
Корреспонденция счетов:
Бухгалтерский учет
Комплект мебели, изготовленный организацией и используемый для производственных нужд, может быть учтен в качестве объекта основных средств (ОС) (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).
ОС принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ 6/01, п. 23 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н). В данном случае первоначальная стоимость объекта ОС равна фактической себестоимости его изготовления организацией (п. 26 Методических указаний).
Поскольку изготовление офисной мебели является видом деятельности организации, то изготовленный комплект мебели принимается к учету по дебету счета 43 "Готовая продукция". Передача готовой продукции со склада в бухгалтерию для использования в качестве объекта ОС отражается записью по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в корреспонденции с кредитом счета 43 (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная
Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). После ввода в эксплуатацию объекта ОС его первоначальная стоимость списывается со счета 08 в дебет счета 01 "Основные средства" (Инструкция по применению Плана счетов).
Стоимость ОС погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01). При линейном способе начисления амортизации годовая сумма амортизационных отчислений по объекту ОС определяется исходя из первоначальной стоимости данного объекта и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта (в течение отчетного года амортизационные отчисления по введенному в эксплуатацию комплекту мебели начисляются ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы) (п. 18, абз. 2, 5 п. 19 ПБУ 6/01).
На основании п. п. 5, 8, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, амортизационные отчисления признаются расходами по обычным видам деятельности.
Суммы начисленной амортизации отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на счете 02 "Амортизация основных средств" (п. 25 ПБУ 6/01, Инструкция по применению Плана счетов). В данном случае начисление амортизации отражается записью по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" и кредиту счета 02.
Налог на прибыль организаций
В целях гл. 25 Налогового кодекса РФ амортизируемым признается имущество, находящееся у налогоплательщика на праве собственности, используемое им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ).
В данном случае организация использует в качестве объекта ОС комплект мебели собственного производства, следовательно, первоначальная стоимость объекта ОС определяется как стоимость готовой продукции, исчисленная в соответствии с п. 2 ст. 319 НК РФ (абз. 9 п. 1 ст. 257 НК РФ).
Поскольку в налоговом учете сумма прямых расходов на изготовление комплекта мебели, переданного в бухгалтерию, больше 20 000 руб., то комплект мебели признается амортизируемым имуществом.
Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Сумма начисленной амортизации ежемесячно признается в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 3 п. 2 ст. 253, п. 3 ст. 272 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации ежемесячные амортизационные отчисления для целей налогообложения прибыли составляют 403 руб. (25 000 руб. x (1 / 62 мес.) x 100%) (п. 3 ст. 259, п. 2 ст. 259.1 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, признается объектом налогообложения по НДС (пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ).
В данном случае стоимость комплекта мебели, переданного для использования в бухгалтерию организации, учитывается в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль посредством начисления амортизации и, следовательно, объекта налогообложения по НДС не возникает.
Содержание операций
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Первичный документ
Отражена передача мебели для нужд бухгалтерии
08
43
25 000
Приказ руководителя организации, Требование-накладная
Мебель принята к учету в составе объектов ОС
01
08
25 000
Акт о приеме-передаче объекта основных средств, Инвентарная карточка учета объекта основных средств
Ежемесячно начиная с месяца, следующего за месяцем принятия к учету объекта ОС, до полного погашения его стоимости либо списания с учета
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению
Ситуация:
Как отразить в учете организации расходы, связанные с вступлением в саморегулируемую организацию (СРО) для получения допуска к строительным работам?
Организация для вступления с 01.01.2010 в члены СРО уплатила в декабре 2009 г. годовой членский взнос за 2010 г. в сумме 60 000 руб., взнос в компенсационный фонд в размере 300 000 руб., единовременный вступительный членский взнос в сумме 100 000 руб.
Корреспонденция счетов:
Гражданско-правовые отношения
Согласно ч. 6 ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ для получения свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, необходимо вступить в члены СРО. Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса
и взноса в компенсационный фонд СРО. Кроме того, члены СРО обязаны уплачивать ежегодные членские взносы (п. 3 ч. 2 ст. 55.7 ГрК РФ).
Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается СРО без ограничения срока и территории его действия (ч. 9 ст. 55.8 ГрК РФ).
Лицу, прекратившему членство в СРО, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд СРО (ч. 4 ст. 55.7 ГрК РФ).
Бухгалтерский учет
Расходы организации на уплату взносов для вступления в СРО и дальнейшего членства в нем непосредственно связаны с осуществлением основного вида деятельности и в целях бухгалтерского учета признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
Согласно п. 19 ПБУ 10/99 в отчете о прибылях и убытках расходы признаются путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, организация признает рассматриваемые взносы расходами будущих периодов и учитывает на счете 97 "Расходы будущих периодов". В дальнейшем сумма, учтенная на счете
97, списывается в дебет счета 20 "Основное производство" в порядке, определенном организацией. При этом членские (годовые) взносы списываются в течение года, за который они уплачены (списание может осуществляться, например, равномерно или пропорционально объему выполненных в этот период работ). Срок списания вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд организация вправе установить самостоятельно, поскольку свидетельство о допуске к определенному в!
иду или видам работ выдается на неограниченный срок. Заметим, что порядок списания расходов будущих периодов должен быть закреплен в учетной политике организации.
Предположим, что организация приняла решение сумму вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд списывать равномерно в течение трех лет.
Налог на прибыль организаций
В целях исчисления налога на прибыль взносы, уплачиваемые организацией в СРО, признаются прочими расходами на основании пп. 29 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ.
По разъяснениям Минфина России (Письма от 22.04.2010 N 03-03-06/1/292, от 01.04.2010 N 03-03- 06/1/207, от 25.03.2010 N 03-03-06/1/182), все взносы, которые уплачиваются в СРО, признаются единовременно на дату уплаты на основании пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ <*>.
Применение ПБУ 18/02
В данном случае в налоговом учете расходы на уплату взносов при вступлении в СРО признаются единовременно (на дату уплаты), а в бухгалтерском учете - в последующие отчетные периоды. В связи с этим возникают налогооблагаемая временная разница (НВР) и соответствующее ей отложенное налоговое обязательство (ОНО) (п. п. 12, 15 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н). Уменьшение (погашение)
НВР и ОНО производится по мере признания расходов в бухгалтерском учете (п. 18 ПБУ 18/02).
<*> Заметим, что данные расходы на основании абз. 2 п. 1 ст. 272 НК РФ организация может учесть в порядке, предусмотренном в бухгалтерском учете, то есть годовой членский взнос признать равномерно в течение 2010 г., а вступительный и компенсационные взносы - равномерно в течение 2010, 2011, 2012 гг.
В данной схеме записи произведены исходя из позиции Минфина России.
2010-07-05
Н.В.Чаплыгина
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению