Наверное, каждый сталкивался в своей жизни с такой ситуацией, когда товар, который мы купили в магазине, имел бы недостатки. Порой нам просто не хватает времени тщательно рассмотреть понравившуюся вещь и заметить в ней дефекты. Согласитесь, очень неприятно прийти домой и обнаружить на новой блестящей лакированной коже туфель неприглядную царапину, или, скажем, приобретенный за «кровные» ноутбук сильно греется
и выключается после получаса работы. Это все, конечно, огорчительно, но не смертельно. А общение с продавцом (поставщиком, импортером, уполномоченной организацией) будет легким и непринужденным, если перед походом в магазин вооружиться необходимыми знаниями правового характера.
Итак, вы купили тостер, который вместо гренок выдает угли. Что делать.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона о защите прав потребителей, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Вы берете тостер и идете с ним в магазин. При этом во избежание проблем возьмите с собой чек, который вам дали, а также паспорт.
Далее вы можете действовать следующим образом.
1. Если, все же, такой тостер вам очень приглянулся, вы можете потребовать заменить ваш сломанный на такой же новый.
2.В случае если тостера этой модели у них в наличии больше нет, вы можете потребовать: a) соразмерно уменьшить цену приобретенного тостера; b) потребовать незамедлительно бесплатно устранить недостатки; с) вы можете обратиться в стороннюю организацию, занимающуюся ремонтом бытовой техники, и в последствие потребовать у продавца возместить все затраты, которые
вы понесли, ремонтируя этот тостер (естественно, нужно обосновать свои требования – предоставить чек).
3.Если вы уже потеряли доверие к этой модели тостера, но теплые ломтики поджаренного хлеба по утрам вас все так же прельщают, вы можете потребовать у продавца заменить ваш агрегат на такой же, но другой модели, или даже другой марки. Однако если он окажется дороже, вам придется доплатить разницу. Зато если вы выберете модель дешевле, разницу возвратят вам.
4.Может случиться так, что после всего этого на тостеры вы и вовсе смотреть не захотите. Тогда вместо всего вышеперечисленного вы можете просто потребовать от продавца уплаченной за товар денежной суммы.
Как видите, законодатель постарался для того, чтобы вы – потребитель, были максимально защищены. Но и это еще не все. В соответствии с абз. 7 ст. 18 Закона о защите прав потребителя, вы вправе потребовать от продавца возместить все убытки, которые вы понесли в результате продажи товара ненадлежащего качества. Например, если вы купили диван-книжку, дополнительно оплатили услуги по его доставке, а потом обнаружили,
что у него неисправен складной механизм, вы можете обратиться к продавцу, потребовать вернуть деньги не только за сам диван, но и возместить стоимость доставки.
Необходимо отметить, что требования, касающиеся недостатков товаров, могут быть предъявлены соответствующим лицам в сроки, установленные законом. Существуют гарантийные сроки, а также сроки годности. Сроки годности устанавливаются на такие товары, как, например, продукты питания, бытовую химию. Поэтому, если у вас испортилась колбаса, которую вы хранили в соответствии с указаниями на упаковке, а срок годности еще
не истек, вы вполне можете обратиться в магазин, где вы эту колбасу приобрели, и потребовать вернуть уплаченные за нее деньги.
Несколько по-иному ситуация обстоит с гарантийными сроками. Такие сроки устанавливаются, например, на технику, одежду и обувь. Понятно, что претензию по качеству товара можно предъявить в течение срока гарантии. Но тут есть интересный нюанс. А именно, в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечение гарантийного срока,
но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу требования, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Представим себе нереальную ситуацию, что вы купили тостер и поставили в шкаф не распаковывая. Потом через год вам захотелось гренок, и вы решили использовать ваш тостер. Достали его из упаковки, воткнули в сеть, положили в него хлеб (все по инструкции), а он… не работает. Вы достаете документы, смотрите, какой был срок
гарантии, видите, что он истек, но не отчаиваетесь, а идете в магазин и предъявляете свои требования. Но загвоздка состоит в том, что вы должны доказать, что недостатки возникли до того, как товар был передан вам. А это достаточно непросто. Можно использовать свидетельские показания: допустим, что в той же ситуации к вам заглянула соседка на чай и видела все происходящее.
Особо следует обратить внимание на вопрос исчисления гарантийных сроков на сезонные товары (одежду, обувь). Гарантийные сроки на такие вещи начинают течь с момента наступления соответствующего сезона. Для Москвы и Московской области установлены следующие сроки: 1 ноября – начало зимнего сезона, 1 марта – весеннего, 1 мая – летнего, и 1 сентября – осеннего сезона. Например, вы купили зимние сапоги в октябре,
в конце ноября ударили морозы, и вы надели свою новую обувь. После трех дней носки вы обнаружили на коже сапог трещины. Как можно быстрее обращайтесь к продавцу и предъявляйте ему претензии относительно качества товара.
Может случиться так, что возникнет спор по поводу причин возникновения недостатков. При этом продавец обязан за свой счет произвести экспертизу товара, а вы имеете право на такой экспертизе присутствовать. Вы можете задавать вопросы эксперту, а если в итоге вы не согласитесь с результатом экспертизы, то сможете обжаловать ее в судебном порядке. Однако если впоследствии выяснится, что недостатки возникли в виду
обстоятельств, за которые продавец не отвечает, то вам придется эту экспертизу оплатить, а она, как правило, стоит дорого.
Теперь о сроках удовлетворения ваших требований. Если были предъявлены требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества, то продавец обязан удовлетворить их не позднее чем через десять дней
со дня предъявления соответствующего требования. Если же вы потребовали заменить товар, то такие требования должны быть удовлетворены в течение семи дней с момента предъявления требования продавцу. В случае возникновения необходимости дополнительно проверить качество товара – то не позднее 20 дней со дня предъявления претензии.
Итак, теперь мы знаем, что у покупателя есть масса возможностей защитить свои права: Закон о защите прав потребителей, не смотря на некоторые неточности и разночтения, направлен на то, чтобы как можно более полно обеспечить интересы простых граждан при общении с организациями торговли. И мы искренне надеемся, что наша статья оказалась вам полезной. Не стесняйтесь отстаивать свои права. Удачи вам и хороших покупок.