Нередко возникают ситуации, когда граждане уезжают на лето из квартиры; или имеют две квартиры, но живут только в одной; бывает что длительное отсутствие связано с командировкой или болезнью. Но как бы то ни было – собственник квартиры несет бремя ее содержания, а значит должен платить за коммунальные услуги.
Однако не многие знают, что плата за коммунальные услуги состоит из двух частей. Одна нераздельно связана с самой квартирой – это так называемые платежи за жилищные услуги (оплата жилья, плата за наем, плата за услуги технического обслуживания, отопление). Она оплачивается вне зависимости от факта проживания в квартире. Вторая же часть зависит от индивидуального потребления данных услуг гражданами, проживающими
на данной жилплощади. Это холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение.
Довольно логично, что если в квартире никто не проживал (либо проживали не все), то и потребление той же электроэнергии ниже. Поэтому законодатель установил для всех нас «поблажку», а именно: «при временном отсутствии внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг…, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан…»[1]. Это означает, что оплаченная вами ранее сумма за неиспользованные коммунальные услуги пойдет в счет уплаты реально потребляемых услуг (в новых платежках будет стоять нулевая либо меньшая в несколько раз сумма к оплате).
Порядок пересчета платы за коммунальные услуги в случае временного отсутствия регулируется Постановлением Правительства РФ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»[2]. Это очень занимательный нормативный акт, и прочитав его можно узнать много интересных и полезных вещей, но нас
сейчас интересует, как вернуть деньги за услуги, которыми мы не пользовались.
Разумеется никто вам деньги так просто не отдаст – необходимо доказать временное отсутствие вас как потребителя[3] в занимаемом жилом помещении. Первое, что нужно знать – право на перерасчет возникает в случае временного отсутствия более 5 календарных дней. Перерасчет осуществляется на
основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя.
Перерасчет производится на основании доказательств временного отсутствия в жилом помещении. Они прилагаются к письменному заявлению о перерасчете. Это должны быть документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства. В качестве таковых могут быть предоставлены:
допускается предоставление заявления плательщика в случае пребывания его в таком месте, откуда невозможно представить официальный документ, если оно подписано соседями по этажу (коммунальной квартире), с указанием, что лица, подписавшие
его (не менее двух), сами в указанный период не выезжали.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется в течение 5 рабочих дней и производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия с места его постоянного жительства и день прибытия на это место.
Авансовое освобождение от платежей за вышеназванные коммунальные услуги, т.е. неначисление платы за них, допускается лишь в случае предоставления гражданами официального документа о призыве в армию, направлении на работу за пределы города, осуждении и т.п. В этом случае в документе, подтверждающем срок отсутствия по месту жительства, должны быть указаны даты убытия и возвращения. Если временно выезжают все проживающие в квартире
граждане, выезжающими должно быть подано заявление о том, что в освобождающейся квартире никто не будет проживать.
И последнее, не надо бояться бороться за свои права и за свои деньги. В конце концов, если вы долго отсутствовали дома, то с какой стати оплачивать то, чем никто не пользовался. В такой ситуации оставить все как есть означает просто подарить деньги организации, предоставляющей вам коммунальные услуги.
[1] п.11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 года
[2] гл. VI Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»
[3]"потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности