Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!


Одним из ключевых в медиации является понятие консенсуса. О том, что это такое, и какова роль консенсуса в медиации, рассуждает Лоуренс Сасскайнд в своей книге «Разбивая Правила Роберта», отрывок из которой мы и приводим ниже.


Толковый словарь определяет консенсус как «общее или всеобъемлющее соглашение всех членов группы». Уже само это определение может отпугнуть любого разумного человека от идеи консенсуса. Ведь каждый, кто когда-либо работал в группе, знает, насколько трудно заставить «всех ее членов» достичь соглашения по любому вопросу, даже если оставить за скобками такие претенциозные эпитеты, как «общее» или «всеобъемлющее соглашение». Если группа не отобрана тщательным образом, попытки достижения единодушия будут похожи на толкание смазанного жиром валуна в гору: по ходу дела что-то пойдет не так, как надо, и последствия окажутся совершенно непредсказуемыми. Вот почему мы должны четко понимать: достижение консенсуса – это не достижение единогласия.

Нам больше подходит определение консенсуса, содержащееся в Университетском словаре Вебстера: (1) общее соглашение; либо (2) решение, достигнутое большинством тех, кого оно касается; или (3) солидарность группы и единодушие. В первую очередь нас интересуют эффективные способы достижения консенсуса как общего соглашения членов группы, при котором большинство членов группы в результате обсуждения придут к общему мнению. Это и есть процесс достижения консенсуса шаг за шагом. Совместными усилиями вы ищете вариант, приемлемый для всех или почти всех. Да, вы стремитесь к единодушию и единогласию, но если потребуется, вы останавливаетесь на том варианте соглашения, который находит поддержку почти у всех членов группы.

Поиск консенсуса для нас – не просто достижение поддержки соглашения большинством участников группы, но и процесс достижения взаимопонимания. Мы должны вести переговоры таким образом, чтобы все их участники понимали смысл предлагаемых вариантов соглашения и чтобы окончательное решение было приемлемо для всех.

Правило большинства предполагает голосование «за» или «против» того или иного предложения, не подразумевая никаких объяснений. (Кстати, обратите внимание, что при правиле большинства вовсе не требуется даже ответа на вопрос, почему внесено данное предложение.) Поиски консенсуса, напротив, вовлекают участников группы в диалог и обсуждение, которые ведут к новым предложениям.

И даже самые неожиданные идеи, как это ни странно, генерируют здесь новый виток предложений и обсуждений. Это – третье и самое существенное различие между правилом большинства и консенсусом. При поиске консенсуса все участники группы считают своим долгом улучшать пакет предложений, если он их до конца не устраивает. Ведь недовольному человеку неинтересно молча участвовать в разочаровывающих его заседаниях. И если этот человек не удовлетворен, он должен выдвигать предложения или поправки, которые видоизменят соглашение, сделав его приемлемым не только для него, но и для каждого в группе.


Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Сергей Хаванский на основе Лоуренса Сасскайнда «Консенсус против «правила большинства»» (журнал «Медиация и право», № 2 (4), июнь 2007 года)


В избранное