Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!


В новом выпуске нашей рассылки мы хотим коснуться вопросов межкультурной медиации и в, частности, поговорить о восприятии конфликта через призму той или иной культуры. Представляем Вам авторский взгляд известного медиатора Линды Рейеркерк.


Подходы к конфликтам в большой мере основаны на том, носителем какой культуры являются их участники, – ведь ценности, важные для людей определенной группы, отражаются в их понимании споров. И здесь очень важна систематизация подобных ценностей, с точки зрения их влияния на восприятие конфликта. Отправной точкой для подобной систематизации до сих пор являются исследования профессора Хофстеде, проведенные им в восьмидесятые и девяностые годы прошлого века и дополненные последующими авторами.

Профессор Хофстеде вывел пять основных признаков, характеризующих культуры.

1. Индивидуализм или коллективизм.

2. Стремление или не-стремление к расширению пространства власти.

3. Избегание или игнорирование неопределенности.

4. Маскулинизация или феминизация.

5. Ориентация на краткосрочные или долгосрочные ценности.

При этом отдельные аспекты в подобной классификации могут быть взаимосвязаны: например, коллективистские культуры ценят большую зону власти и сосредоточены на устранении неопределенности.

Классификация по Хофстеде служит ценным инструментом для оценки и понимания поведения сторон. Кроме того, опираясь на работы профессора Глазла, можно говорить и о том, что одним из существенных факторов, влияющих на уровень эскалации, также является культура. Культура влияет на восприятие спорщиками конфликта и стратегий управления им: например, в индивидуалистских культурах конфликты рассматриваются как нечто позитивное, как событие, которое может способствовать катарсису и, следовательно, развитию индивида; в коллективистских культурах конфликт воспринимается как нечто негативное, как некая угроза, которая может дестабилизировать общество или группу.

В большинстве стран, не входящих в «западный» мир (например, в Японии), нередко считается, что конфликтов следует избегать любой ценой. На Западе – под влиянием консультантов по управлению конфликтами и ученых-социологов – произошел сдвиг в восприятии конфликтов: если раньше господствовало мнение, что конфликт наносит ущерб производительности, то теперь считается, что конфликт может иметь положительный эффект и ведет к персональному росту. Но, даже несмотря на это, большинство медиаторов на Западе видят в качестве своей конечной цели достижение гармонии и полное снятие конфликта.

В то же время, если предположить, что большинство западных медиаторов все-таки рассматривают конфликт как нечто отчасти позитивное, а их клиенты (будучи представителями культур, которым больше присущи коллективистские ценности) могут иметь иную точку зрения, мы увидим серьезную проблему. Ее суть будет в том, что и стороны, и медиатор будут испытывать серьезные трудности в понимании поведения друг друга, поскольку медиатор часто применяет эксплицитные и имплицитные способы для того, чтобы помочь участникам межкультурной медиации вести себя в соответствии с западными нормами поведения в конфликте.


Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Сергей Хаванский на основе статьи Линды Рейеркерк «Спор на разных языках» (журнал «Медиация и право», № 3 (9), сентябрь 2008 года)


В избранное