Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!


В этом выпуске нашей рассылки мы продолжаем знакомить вас с тем, как медиация может «работать» с тем, что в психологии принято называть «базовыми потребностями» личности. В этих целях мы размещаем материал, подготовленный научным консультантом Центра, психологом, членом IFTA (Международной ассоциации семейной терапии), ЕАП (Европейской ассоциации психотерапии) М.А. Хазановой.


Если потребности в безопасности удовлетворены в достаточной мере, возникает следующая группа потребностей: потребности в любви, привязанности и принадлежности. Конечно, маловероятно, что потребность в любви, в ее глубоком смысле, может быть удовлетворена в медиативном процессе. Однако такая важная составляющая этой группы потребностей, как потребность в принадлежности, может быть удовлетворена в значительной степени, так как медиаторы проявляют принятие, сочувствие, уважительное отношение ко всем участникам конфликта, не отдавая никому предпочтения. Благодаря этим важнейшим условиям нивелируются переживания страха отвержения и неприятия группой сверстников (или коллективом учителей). Таким образом, переживания различной степени остракизма могут быть смягчены или сведены на нет.

Для подросткового возраста трудно переоценить значимость потребности в принадлежности. «По моему глубокому впечатлению, некоторая часть группы молодых бунтовщиков, – я не знаю, какая именно, – мотивирована насущной потребностью к чувству общности, в контакте, в подлинном единстве душ перед лицом общего врага, любого врага, который становится причиной образования группы с дружескими отношениями, просто представляя собой внешнюю угрозу» (А. Маслоу, «Мотивация и личность»). Разная степень неудовлетворенности потребности в принадлежности может приводить к значительно отличающимся проявлениям. И приведенный в цитате пример показывает лишь одно из подобных последствий. Удовлетворяя, пусть частично, потребность в принадлежности, «школьная медиация» способствует обретению позитивного опыта преодоления социального отвержения, создавая благоприятные условия для конструктивного подтверждения чувства собственной значимости у подростков.

При определенной степени удовлетворения потребностей в любви и принадлежности начинают проявляться потребности в уважении. Они могут быть разбиты на два подкласса. К первому А.Маслоу относит силу, достижение, адекватность, мастерство и компетентность, уверенность перед лицом внешнего мира, независимость и свободу. Ко второму были отнесены желание хорошей репутации или престижа (они определялись как уважение или оценка со стороны других людей), а также статус, известность и слава, превосходство, признание, внимание, значительность, чувство собственного достоинства или признательности.

Медиативный процесс способствует переживанию медиантами собственной силы, постепенному приобретению опыта адекватности, то есть собственной соразмерности в сложной ситуации. По мере обретения подобного опыта подтверждается возможность быть уверенным в себе (благодаря принятию и достижению согласия) и оставаться самим собою – проявлять независимость и свободу в отстаивании своей позиции. При этом не страдает ничья репутация, каждый участник конфликта получает подлинное внимание, удовлетворяет чувство собственного достоинства и подтверждает свою, если не значительность, то значимость (благодаря внимательности, уважению, затраченному времени и серьезному отношению медиаторов).


Продолжение следует...


Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Сергей Хаванский на основе статьи М.А. Хазановой «Путь становления личности» (журнал «Медиация и право», № 2 (8), июнь 2008 года)



В избранное