Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!


В этом выпуске нашей рассылки мы хотим начать знакомить вас с тем, как медиация может «работать» с тем, что в психологии принято называть «базовыми потребностями» личности. В этих целях мы размещаем материал, подготовленный научным консультантом Центра, психологом, членом IFTA (Международной ассоциации семейной терапии), ЕАП (Европейской ассоциации психотерапии) М.А. Хазановой. Несмотря на то, что в тексте речь идет о школьной медиации, тем не менее, с уверенностью можно утверждать, что значительная часть изложенного справедлива и для медиации в целом.


Попытаемся рассмотреть, какие составляющие базовых потребностей могут удовлетворяться в школьном медиативном процессе. Начнем с потребностей в безопасности. В процессе «школьной медиации» создаются психологические условия для удовлетворения ряда аспектов этих потребностей.

Прежде всего, удовлетворяется потребность в защищенности, так как изначально при описании процедуры вводится запрет на оскорбления, насильственные действия, нарушение конфиденциальности и разглашение полученной информации. Другими аспектами потребности в безопасности являются: потребность в стабильности, защите, отсутствии страха, потребности в структуре и порядке, – они тоже удовлетворяются благодаря процедуре медиации, поскольку с самого начала медиатор (или медиаторы) подробно рассказывают участникам конфликта, что такое медиация, каковы ее цели, каким образом все происходит, то есть описывают последовательность дальнейших шагов. Они также объясняют, какими правами обладают медианты: им гарантируется добровольность участия, возможность задавать вопросы медиаторам для прояснения происходящего, возможность приостановить процесс медиации, чтобы сделать перерыв в случае необходимости, и возможность выйти из процесса.

Потребности в законе и ограничениях, кроме всего перечисленного, могут удовлетворяться благодаря тому, что договоренность или соглашение, – к созданию которого обе стороны пришли, опираясь на свои чувства, ценности и понимание ситуации, – создает ощущение устойчивости, надежности и предсказуемости дальнейшего положения вещей, если оно скреплено договором и выполнено по правилам, которые приняли обе конфликтующие стороны. Такое решение не противоречит внутренней позиции участников процесса. Более того, оно соотносится с чувством внутреннего согласия каждого медианта и благодаря этому соблюдается. При медиативном разрешении конфликтов у учащихся постепенно может формироваться опыт доверия к договору, или соглашению и готовность его соблюдать. Одним из следствий удовлетворения потребности в безопасности может явиться значительное снижение тенденции к нормопатии (нарушению, выражающемуся в навязчивом стремлении следовать заданным правилам).


Продолжение следует...


Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Сергей Хаванский на основе статьи М.А. Хазановой «Путь становления личности» (журнал «Медиация и право», № 2 (8), июнь 2008 года)


В избранное