Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!


В новом выпуске нашей рассылки мы снова вернемся к вопросу, какой основной профессией обладают люди, становящиеся медиаторами. О том, как дело обстоит в Великобритании, рассказывает Карл Маки — один из ведущих британских медиаторов, директор одной из крупнейших и старейших медиативных организаций мира, британского Центра эффективного разрешения споров (CEDR).


Когда мы только начинали, то думали, что медиаторы могут приходить из любых профессий. На практике же большинство медиаций проводится адвокатами, это примерно 75–80% всех медиативных процессов. Нет никаких официальных требований, чтобы медиаторами становились только адвокаты, просто именно они чаще всего стоят на страже интересов своих клиентов. Очень часто медиаторами становятся консультанты по бизнесу, специалисты с опытом работы в банковской сфере или кадровые специалисты, в зависимости от природы дела. В некоторых случаях даже полезно иметь в штате медиатора – не-юриста (например, бухгалтера или специалиста по работе с персоналом), если дело затрагивает трудовые отношения или вопросы дискриминации. В данных обстоятельствах мы ищем медиатора, которому ближе тема данного конкретного случая.

Я — психолог и юрист одновременно, и это помогает мне понимать динамику группы, а также некоторые нюансы взаимоотношений между людьми в конфликте. Психологов-медиаторов не так много, исключением является разве что сфера семейных отношений, где психологов, наоборот, больше. Мы занимаемся в первую очередь разрешением коммерческих споров, потому в процессе медиации концентрируемся в основном на этом аспекте, и лишь иногда – на взаимоотношениях. Медиатору необходимо быть прагматичным и думать в первую очередь о результатах. Нет необходимости углубляться в историю и копаться в прошлом людей. Скорее уж вы должны научить их смотреть на вещи более позитивно – и суметь настроить отношения между собой, чтобы преодолеть разногласия и наладить конструктивный диалог, а затем прийти к соглашению. Иногда, если случай касается, например, сотрудников одной компании, трудности заключаются именно во взаимоотношениях. Тогда медиатору необходимо уделять много внимания тому, что происходит между сторонами на самом деле, но и для этого не требуется глубокий психологический анализ. Достаточно простого понимания, почему люди ведут себя так или иначе, и способности помочь им поступить как-либо по-другому.

Если же спросить людей, не вовлеченных в профессию, то в первую очередь они скажут, что это не юристы. И единственная причина, по которой адвокаты все-таки преобладают, это то, что медиация прочно связана с понятием судебного процесса. Она чаще всего применяется в судебной среде, а у адвокатов сильнее развито понимание этой сферы и рисков, сопровождающих судебное разбирательство, вот почему они так часто встречаются в медиации. Если медиация проводится вне сферы судебной деятельности, между компаниями и без юристов, тогда медиаторы – неюристы – могут иметь успех. Но дело тут, как я думаю, не в профессии, а в понимании, как необходимо общаться, как помочь сторонам преодолеть разногласия, как быть конструктивным. Медиаторы могут приходить из различных профессий. Мы обучали медиаторов самых разных специальностей, и все они были одинаково успешны. Мы обучали медиации актеров, поскольку по роду деятельности они часто встречаются с конфликтами, к нам приходили специалисты в области здравоохранения, врачи и физиотерапевты. Они просто осознали, что хотят научиться тому, как проводить переговоры и справляться с конфликтами.


Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Сергей Хаванский на основе статьи Карла Маки «Просто хорошая практика» (журнал «Медиация и право», № 4 (6), декабрь 2007 года)


В избранное