Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров: принцип прозрачности (открытости)


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!


В новом выпуске нашей рассылки мы хотим остановиться на таком принципе медиации, как открытость (прозрачность).


Открытость (прозрачность) процедуры медиации — один из важнейших ее принципов. Он не упомянут в Законе о медиации, однако этот факт нисколько не умаляет значимости данного условия процедуры.

Открытость (прозрачность) означает, что каждый из участников процедуры вправе знать, что именно сейчас происходит в медиации и каковы цель и значение каждого действия, совершенного медиатором, и слова, им сказанного.

Такая открытость гарантирует участникам медиации то, что медиатор не держит «камня за пазухой», не имеет каких-либо скрытых намерений. Ведь, как правило, все, что скрывается — чаще всего держится в тайне именно потому, что может оказаться опасным для другого человека. Но суть процедуры медиации — именно создание такого безопасного пространства, в котором стороны могут вести переговоры с точки зрения своих истинных интересов. Таким образом, «закрытость», скрытность медиатора может стать фатальной ошибкой, препятствующей конструктивному диалогу сторон.

Помимо этого — на наш взгляд, наиболее очевидного — значения данного принципа, он также может выступать своеобразной «палочкой-выручалочкой» для медиатора, который решится использовать возможности прозрачности в полной мере. В частности, именно обращение к нему может стать ключом к разрешению различных сложных ситуаций, возникающих в ходе медиации.

Так, обычно малопродуктивными являются призывы медиатора — особенно в эмоционально накаленном конфликте — к соблюдению вежливости, приличия, уважительного отношения сторон друг ко другу. Если стороны вступают в перепалку, худшее, что может сделать медиатор — это вооружиться подобными лозунгами, которые с большим трудом воспринимаются вовлеченными в конфликт людьми.

В то же время, очевидно, что закручивание спирали противостояния, при всем уважении к интересам каждой из сторон — совершенно не способствует урегулированию возникшего между ними спора. Медиатору очень сложно решить свою задачу обеспечения конструктивных переговоров в условиях, когда стороны заняты взаимными оскорблениями, обвинениями и бесплодным припоминанием ошибок друг друга. Медиатор понимает, что все это, с одной стороны, - не прихоть людей, а свидетельство значимости для них сложившейся ситуации; с другой стороны, - он осознает, что решение той задачи, которая стоит перед ним, в таких условиях практически невозможно. А ведь сами стороны и платят ему именно за то, чтобы он сумел преодолеть подобные барьеры и вывел бы диалог между ними на плодотворный уровень.

Собственно, весь предыдущий абзац, произнесенный медиатором вслух, и может стать выражением принципа открытости (прозрачности). В данном случае он будет состоять в том, что медиатор, сохраняя неизменное уважение к свободному выбору к каждому из участников медиации и не спекулируя на морали, честно и открыто, со своей точки зрения выразит свои соображения относительно затруднений в продвижении по процедуре, вызванных поведением сторон. Как показывает практика, такой способ действий бывает весьма эффективным и может реально привести к преодолению тех затруднений, которые препятствуют поиску и выработке конструктивного решения в медиации.


Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Сергей Хаванский


В избранное