Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров: принцип беспристрастности и независимости медиатора


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!


В новом выпуске нашей рассылки мы хотим остановиться на таком принципе медиации, как беспристрастность и независимость медиатора.


Беспристрастность и независимость (нейтральность) медиатора – один из важнейших принципов медиации, зафиксированный и в Федеральном законе от 27.07.2010 № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (Закон о медиации).

Этот принцип означает, во-первых, то, что медиатор в ходе процедуры (равно как и во время всей работы со сторонами) не склоняется на сторону ни одного из участников спора. Медиатор не может себе позволить высказываний, умаляющих правоту как одного из них, так и всех в целом; нельзя также подчеркивать какие-либо достоинства и преимущества кого-либо из участников, если это приведет к недостаточному уважению по отношению к любому иному участнику процедуры. Жесты, мимика, шутки – все, что делается и говорится медиатором, должно быть им проверено с точки зрения сохранения подлинного нейтралитета в своей работе.

Особая гарантия подлинной беспристрастности медиатора — требование пункта 5 статьи 11 Закона о медиации, согласно которому медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора. Цель внесения этого положения в Закон – закрепить ту сущностную черту медиации, которая отличает этот способ разрешения спора от всех иных: только сами стороны могут принять такое решение, которое в максимальной степени соответствует их подлинным интересам и которое они потом будут готовы исполнять добровольно, не связываемые никаким внешним принуждением. Соответственно, помимо нарушения нейтральности в смысле предпочтения одной стороны спора другой, для медиатора есть еще один важный аспект беспристрастности: не склоняться ни к какому решению. Причем, опять-таки не в значении «решение одной из сторон», а даже если речь идет о решении, выработанном не сторонами, а самим медиатором. В каком-то смысле, даже лучше склониться к решению одной из сторон, чем к своему собственному: ведь в первом случае это означает, что медиатор слышит хотя бы одного человека, во втором же – получается, что слышит медиатор, в первую очередь, самого себя.

Медиатор должен понимать и оценивать свои риски как профессионала и в том случае, когда одним из участников процедуры оказывается его бывший коллега, работодатель, партнер по бизнесу, клиент, знакомый и т.д. – сами по себе эти обстоятельства не означают автоматического нарушения нейтральности медиатора, но могут его повлечь. Каждый медиатор во всех указанных случаях должен задать себе вопрос и откровенно на него ответить: смогу ли я в этом случае провести процедуру, оставаясь действительно незаинтересованным, нейтральным лицом?.. Кроме того, свидетельством подлинного профессионализма медиатора станет его готовность инициировать обсуждение таких ситуаций с самими участниками процедуры. Добровольно сообщая им о существовании обстоятельств, способных повлиять на его беспристрастность, медиатор демонстрирует подлинную поддержку сторон и выражает свое глубочайшее уважение к их интересам.

Кроме того, следует помнить и о случаях, когда в связи с существенным риском для принципа беспристрастности и независимости медиатора законодательно ограничена возможность проведения им конкретной процедуры медиации. Речь идет о таких случаях, когда медиатор является представителем какой-либо стороны, а также когда он лично (прямо или косвенно) заинтересован в результате процедуры, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях.


Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Сергей Хаванский


В избранное