Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров: принцип добровольности


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!


В новом выпуске нашей рассылки мы хотим остановиться на таком принципе медиации, как добровольность.


Добровольность – один из важнейших принципов медиации, зафиксированный и в Федеральном законе от 27.07.2010 № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (Закон о медиации).

Прежде всего, в данном случае речь идет о добровольности участия в самой процедуре медиации. Сущность этого способа разрешения споров такова, что принуждение к участию в процедуре бессмысленно: ведь решение должны выработать именно сами стороны спора, а следовательно, они должны хотеть это сделать. О каком же желании вырабатывать решение может идти речь, если само присутствие человека на процедуре было вынужденным?*

Но при этом необходимо понимать, что та же «вынужденность», «недобровольность», «принудительность» - может быть разной. В конце концов, на процедуру медиации людей приводит невозможность разрешить спор самостоятельно и неэффективность других способов урегулирования их конфликта – соответственно, здесь речь также не идет о добровольности в смысле чистого желания, а о понятном «давлении обстоятельств». Поэтому, выясняя, насколько добровольно люди участвуют в процедуре медиации, медиатор должен учитывать и этот аспект.

Разумеется, добровольность участия – это первый, но далеко не единственный смысл принципа добровольности. Точно так же речь идет о добровольности любого другого взаимодействия между участниками и медиатором в ходе всей процедуры – добровольности высказываний, добровольности при определении правил процедуры, даже добровольности размещения в помещении. Одна из основных задач медиатора в ходе процедуры – постоянно «сканировать» ситуацию на предмет того, имеется ли у каждой стороны осознанное и информированное согласие на то или иное действие.

Возникает естественный вопрос: к чему такая «строгость»? Почему медиатор должен так тщательно отслеживать все возможные нарушения этого принципа? Мы убеждены, что добровольность – это важнейшее условие для того, чтобы процедура медиации была действительно эффективной. Только понимание сторонами важности своей работы, их действительная готовность искать и вырабатывать решение могут привести к такому результату, который в сложившейся ситуации по-настоящему устроит каждого из них и не приведет к срыву договоренностей.

Важно заметить, что все, касаемое добровольности, относится и к самому медиатору. Медиатор – не услужливо заискивающий перед сторонами клерк, а профессионал, который понимает свое место и роль в процедуре медиации. И если он понимает, что не может искренне согласиться с какими-то ситуациями, возникающими в ходе процедуры, и тем самым эффективно помочь сторонам – он должен заявить об этом и обсудить сложившееся положение с участниками.


Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Сергей Хаванский

*Отдельно следует оговорить применение процедуры медиации в обязательном порядке, предусмотренное по некоторым категориям споров законодательством ряда стран. В данном случае принято говорить о «двойном уровне» добровольности: стороны недобровольно приходят на процедуру, но после разъяснения им ее сущности и небольшого участка работы они могут добровольно остаться.




В избранное