Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров: принцип равноправия и равенства сторон


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!


В новом выпуске нашей рассылки мы хотим остановиться на таком принципе медиации, как равноправие и равенство сторон.


Равноправие и равенство — один из базовых принципов медиации, зафиксированный и в Федеральном законе от 27.07.2010 № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (Закон о медиации). Без соблюдения этого принципа медиация лишается того фундамента, наличие которого позволяет говорить об уникальности процедуры медиации, ее отличии от подавляющего большинства известных способов разрешения споров.

Для нас, в Центре медиации и права, равноправие и равенство — два разных понятия. Медиация означает равное внимание к обеим сторонам процедуры, медиация — это внимание к оттенку любого смысла, значимого для человека. Уже в силу этого мы никак мы не можем утверждать о равнозначности этих двух понятий, которые часто называют идентичными. Мы убеждены, что наличие двух разных слов неизбежно предполагает наличие двух разных смыслов, точно так же, как и даже одно слово неизбежно предполагает столько интерпретаций, сколько существует употребляющих его людей.

Итак, равноправие в нашем понимании означает признание за каждым участником процедуры медиации равных возможностей — на участие в переговорном процессе, на защиту своих интересов, на поиск и выработку удовлетворяющего его интересам решения и т.д. Равноправие — это обязательство медиатора стремиться к реальной передаче сторонам возможности готовить, формировать и принимать решение относительно существа их спора.

В то же время, существует и понятие равенства. Равенство — это то фактическое состояние взаимоотношения сторон, которое означает, что каждая из них в равной степени может действительно влиять на ход и результаты процедуры медиации. Гарантом этой реальности и выступает медиатор, задача которого — обеспечить не только формальное, декларируемое равенство сторон, но и фактическое их равенство.

Неформализованность, подлинность равенства в медиации означает, например, что каждая сторона имеет не столько даже времени для высказывания своего видения ситуации, сколько и другая, но — каждая из сторон имеет столько времени для свободного рассказа, сколько ей необходимо для наиболее полного представления своего взгляда на сложившуюся ситуацию. Тот факт, что формальная неравномерность предоставляемого сторонам времени может вызвать возмущение у той стороны, что фактически говорила меньше — несомненен. Создать в этой ситуации условия для сохранения заинтересованности в процедуре со стороны «обиженного» участника — прямая задача медиатора. Это — одна из тех функций, за которые медиатору и платят гонорар: он предоставляет возможность каждому из участников конфликта принять участие в процедуре не формально, а реально — исходя из той степени вовлеченности в спор, которая отвечает значимости для него сложившегося положения.


Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Сергей Хаванский


В избранное