Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!

 

В ноябре 2011 года Министерство юстиции РФ опубликовало для общественного обсуждения проект Государственной программы РФ «Юстиция». Программа касается реформирования и развития важнейших направлений юридической деятельности, курируемой Минюстом — адвокатуры, нотариата, исполнительного производства и исполнения наказаний — и рассчитана на период до 2020 года. Соответственно, есть в этой Программе и некоторые планы относительно применения медиации – в первую очередь, в такой сфере, как исполнительное производство.

Вступление в силу с 1 января 2011 года Федерального закона от 27 июля 2010г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участником посредника (процедуре медиации)» (далее – Закон о медиации), как указывают разработчики Программы, влечет необходимость совершенствования законодательства об исполнительном производстве. Одним из основных направлений этих изменений должна стать реальная возможность внедрения механизмов альтернативного урегулирования разногласий, основным из которых является медиация.

При этом Минюст справедливо отмечает, что Закон о медиации не содержит особенностей регулирования применения медиации в рамках исполнительного производства. При исполнении судебных актов отсутствует спор о праве в собственном смысле слова, так как предполагается, что такой спор уже был разрешен судебным решением, вступившим в законную силу. Однако, в рамках исполнительного производства часто существуют разногласия между сторонами, в том числе относительно способов и методов исполнения судебного акта. Например, одной из наиболее «горячих» тем является проблема взыскания и реструктуризации просроченной задолженности, в которой могут одновременно  участвовать сразу несколько субъектов – должник, кредитор, взыскатель (коллектор).

Относительно взаимодействия со службой судебных приставов, авторы Программы исходя из того, что медиативные процедуры в исполнительном производстве не призваны стать альтернативой деятельности судебного пристава, а направлены на обеспечение дополнительных правовых и экономических возможностей для урегулирования разногласий. Обращение сторон исполнительного производства к медиатору, согласно Программе, должно влечь приостановление исполнительного производства судом на определенный законом срок, но не его прекращение.

При этом, как сказано в документе, «должник должен быть мотивирован на более активное участие в медиативных процедурах в связи с возможностью применения к нему принудительных мер исполнения, в том числе ограничений личного и имущественного характера». Как можно предполагать, подобное положение Программы означает, что участие в процедуре медиации должно быть осознанным, принятым исходя из учета всех возможных рисков и вариантов развития событий.

В целях реализации норм Закона о медиации в сфере исполнительного производства, Минюстом предлагается внести соответствующие изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», регулирующие вопросы правового значения обращения к процедуре медиации в исполнительном производстве, статус медиатора, соотношение процедур медиации и исполнительного производства. Несмотря на то, что конкретных законотворческих предложений Программа не содержит, значимым представляется сам факт обращения  к этой теме регулирующего органа федерального уровня.

 

Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Сергей Хаванский

 


В избранное