Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!

 В этом выпуске нашей рассылки мы обратимся к вопросу об использовании медиации при взыскании просроченной задолженности.

 

Финансовые потрясения, обрушивающиеся в последнее время на мировую экономику, оказывают серьезнейшее влияние на кредитный рынок и, в том числе, на такую его часть, как работа с просроченной задолженностью. За последние годы существенно возросла угроза неплатежеспособности как физических,  так и юридических лиц: в большинстве случаев из-за потери постоянной работы или рынков сбыта и, соответственно, источника дохода, или в результате неплатежей со стороны контрагентов. Появилось больше должников с существенными суммами долга.

Все это привело не просто к увеличению количества споров по кредитам, но и к удлинению сроков работы и росту затрат на взыскание долгов. Кредиторы и привлекаемые ими коллекторы увеличили количество действий в отношении заемщиков: стали больше отправлять писем, чаще звонить, проводить личные встречи и пр. Все это сказалось на росте себестоимости услуг по взысканию долгов и, как следствие, все чаще у участников рынка стало появляться желание найти новые, более дешевые способы возврата кредитов. В связи с этим, очевидно возникает необходимость в использовании новых методов и форм работы.

Одним из таких методов является и медиация. Мы убеждены, что использование этого способа разрешения споров в ряде случаев может оказаться наиболее эффективным путем выхода из сложившегося кредитного тупика. Нам могут возразить, что взыскание долгов - это не место для прекраснодушных бесед. Мы же убеждены, что за любой ситуацией стоят люди со своими проблемами, интересами и потребностями, а значит диалог, надежда на его возможность - остается всегда. В каких формах медиация может быть применима при взыскании просроченной задолженности, в т.ч. профессиональном?

Во-первых, речь может идти о применении самими коллекторами медиативных навыков, в числе которых – умение слушать, задавать вопросы, неконфликтно высказывать свое мнение и т.д. Во-вторых, при наличии соответствующей подготовки (его обычных профессиональных навыков может не хватить), коллектор может выступать и медиатором в ходе проведения процедуры медиации. Наконец, коллектор может выступать и в качестве стороны долгового спора, если взыскание обычным путем затруднено и для его эффективности необходим диалог с должником.

Медиация помогает сторонам взглянуть на проблему,  проанализировав ее с самых разных сторон, уделяя должное внимание не только объективным данным, но и субъективным факторам. В ситуациях с просрочкой задолженности, особенно если это касается физических лиц, грамотная «проработка» эмоциональных аспектов спора  имеет огромное значение, ведь снятие эмоциональной напряженности позволяет направить разговор в конструктивное русло. В ситуациях, когда люди теряют работу, либо у них возникают проблемы, связанные со здоровьем близких родственников, признание и понимание проблем должника кредитором способно качественно изменить возможность дальнейших договоренностей. Профессиональный медиатор может помочь сторонам разобраться с подобными вопросами, заглянуть «в глубину» конфликта и, таким образом, содействовать его  урегулированию.         

Медиация, как метод урегулирования споров, способствует гармонизации и укреплению финансовых отношений, выдвигая на первый план важность партнерства и  сотрудничества, позволяя строить будущие отношения на взаимном уважении и доверии.

 

Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Сергей Хаванский на основе интервью Президента Центра медиации и права Ц.А. Шамликашвили газете «Российская газета (зарубежное приложение) - La Repubblica (Италия)», 22.03 2011

 


В избранное