Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!

 В этом выпуске нашей рассылки мы обратимся к саморегулированию медиативной деятельности как эффективному механизму обеспечения качества медиативных услуг.

 

Медиативная деятельность не терпит жесткого регулирования и вторжения государственного администрирования.  Но вместе с тем, совершенно новая для нашей страны и  активно растущая отрасль требует контроля и четких правил, которые нужны для того, чтобы медиативные услуги оказывались качественно и институт медиации, несущий огромный социальный потенциал, успешно развивался.

Согласно Федеральному закону «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», профессиональные  медиаторы могут, но не обязаны объединяться в саморегулируемые организации (СРО). Такой подход можно назвать своего рода золотой серединой, которая поможет сохранить баланс интересов внутри профессионального сообщества и полностью соответствовать одному из основных принципов медиации — добровольности.

Первый шаг на пути объединения профессионалов уже сделан. Принято решение о создании Некоммерческого Партнерства «Национальная организация медиаторов» (НП «НОМ»). Его учредителями выступают Ассоциация юристов России, Торгово-промышленная палата, Союз Промышленников и Предпринимателей и Научно-методический Центр медиации и права.

Следующий шаг – придание этой структуре статуса СРО. Это, бесспорно, потребует времени, прежде всего на то, чтобы появились  организации-провайдеры медиации и индивидуальные профессиональные медиаторы, которые смогут реально претендовать на вступление в СРО. Ведь  они должны отвечать и критериям, которые установлены  законом о медиации, и тем, которые будут установлены в самой СРО, поскольку идея саморегулирования как раз и заключается в том, чтобы сформировать условия и правила регулирования, позволяющие обеспечить определенный уровень качества предоставляемых услуг.

К сожалению, многие новоиспеченные медиаторы часто имеют очень туманное представление о медиации, не видя разницы не только между обычным посредничеством и медиацией, но даже между медиацией и третейским разбирательством. Непрофессиональные действия могут нанести вред медиации, дискредитируя ее в общественном сознании. Но на волне моды, на новый вид деятельности такой всплеск на рынке неизбежен.  Отчасти для этого и нужно объединение профессиональных медиаторов в СРО - своего рода «фильтры», - чтобы в итоге остались только те, кто сможет реально работать в этой сфере, опираясь на свой профессионализм и неукоснительно следуя правилам профессиональной этики.

Сам контроль за деятельностью членов СРО, безусловно, не должен превращаться в  карательную систему. Поэтому очень важно, чтобы отбор членов проводился тщательно уже в процессе их вступления в СРО. Недопустима и обратная ситуация, когда организация или индивидуальный член вступает в СРО и решает, что после этого ему уже ничего не надо делать.  Любая деятельность, а медиативная тем более, требует постоянного совершенствования.

Определенной гарантией  добросовестности участников рынка является и утвержденная весной этого года Министерством образования и науки РФ, в соответствии с положениями Закона о медиации, Программа подготовки медиаторов. Она призвана задать минимальные требования, критерии к профессиональной подготовке медиаторов. Конечно, при вступлении в СРО от медиаторов будут требовать, чтобы они были подготовлены по этой программе, являлись участниками процесса непрерывного обучения, имели практический опыт. А самое главное требование,  это - следование правилам профессиональной этики.

 

Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Сергей Хаванский на основе интервью Президента Центра медиации и права Ц.А. Шамликашвили журналу «Саморегулирование и бизнес» (№ 8 (16), август 2011 года).


В избранное