Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров: Пример разрешения коммерческого спора


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!

В этом выпуске нашей рассылки мы снова обратимся к непосредственному опыту урегулирования конфликтов медиативным путем: соблюдая режим конфиденциальности (что предполагает изменение некоторых данных), мы рассмотрим еще один пример разрешения коммерческого спора с помощью медиации.

Производитель компьютеров подал иск против поставщика электронных чипов, основывая свои претензии на том, что у чипов был чрезвычайно высокий показатель поломок, из-за чего производитель компьютеров был вынужден оплачивать дорогое сервисное обслуживание для своих клиентов в самых разных частях света. Стороны спора обратились к процедуре медиации, так как в их договоре была прописана такая форма обязательного досудебного урегулирования споров. Кроме того, разбирательство в суде потребовало бы дополнительных временных затрат.
В ходе медиации, в которой участвовали по одному топ-менеджеру от каждой компании, выяснились различные обстоятельства. В частности, оказалось, что причиной поломки чипов стали компоненты, поставляемые одной из ведущих азиатских компаний и то, что производитель чипов не предполагал, что возникнут такие проблемы. Тем не менее, производитель компьютеров настаивал на выплате ему компенсации, размер которой он оценил в несколько десятков миллионов евро. Другая сторона не оспаривала необходимости выплат, так как «на кону» стоял ее имидж и публичная огласка не была ей нужна.
Однако, в процессе обсуждения суммы, подлежащей выплате, выяснилось, что размер компенсации недостаточно ясно и четко обоснован (например, неясно определена зависимость расходов на гарантийное обслуживание от количества сломанных чипов), поэтому пока неприемлем для компании - производителя чипов. Кроме того, представитель последней высказал опасение, что необходимость выплаты даже части такой суммы может поставить его компанию на грань банкротства.
Весь диалог был сопряжен с сильным эмоциональным напряжением и неприязнью, которую испытывали стороны по отношению друг к другу, что значительно затрудняло их переговоры. Ведь довольно сложно воспринимать аргументацию, если одновременно с этим приходится защищать свои позиции и подвергать сомнению чужие. Медиатору, который содействовал сторонам в этой встрече, понадобились все его профессиональные навыки для того, чтобы переполнявшие участников эмоции не заблокировали разговор. В итоге, при содействии медиатора стороны договорились перенести следующую встречу на один месяц, чтобы собрать необходимую информацию, и в случае необходимости, согласовать ее раскрытие с другими лицами компаний.
Примерно через месяц стороны вновь встретились, раскрыв на условиях конфиденциальности необходимую им информацию. Кроме того, производитель чипов, также на условиях конфиденциальности, сообщил о новых разрабатываемых продуктах и предложил учесть большую часть компенсации как скидку на будущие покупки по эксклюзивному соглашению о сотрудничестве между обеими компаниями. Это предложение показалось интересным партнерам…


Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Сергей Хаванский на основании статьи Президента Центра медиации и права Ц.А. Шамликашвили «Эффективность медиации во внешнеторговых спорах» (журнал «Внешнеторговое право», 2011, № 1).

В избранное