Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров: Внешнеторговые споры


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!

В этом выпуске нашей рассылки мы обратимся к применению медиации при разрешении внешнеторговых споров.

Медиация, уже нашедшая признание и широкое применение за рубежом, является там обычной практикой в разрешении коммерческих споров. И поэтому, хотя в России широкое применение медиации только набирает обороты, многим российским компаниям, работающим с иностранными контрагентами, приходится сталкиваться с соглашениями о применении процедуры медиации (медиативными оговорками).
В спорах между организациями, которые представляют люди разных рас, национальностей, вероисповеданий, роль медиации как способа урегулирования конфликтов особо значима. Дело в том, что межкультурные различия в этих случаях действительно велики и оказывают существенное влияние на поведение и способ мышления участников ситуации. Ключевыми в этой ситуации являются навыки медиатора, которые позволяют ему уточнять понимание различных терминов и выражений, терпеливо выслушивать эмоциональные и затяжные высказывания, обозначать точки совпадения и расхождения сторон.
Очень часто необходимо определение контекста, в котором высказывается то или иное мнение, суждение, позиция. Зачастую сами предприниматели и их представители слишком увлечены конкретикой в дискуссии и исходят из «очевидности» высказываемого, однако на деле различная культурная среда порождает ситуации, когда одни и те же слова, произнесенные представителями разных народов и цивилизаций, имеют прямо противоположное значение. И сколь велико порой бывает значение такой ошибки! Задача медиатора — не потерять из виду этот «контекстный фактор» и вовремя обратить участников на возникающие в связи с этим проблемы.
Важнейшим фактором в международных коммерческих отношениях является и сохранение деловой репутации участников рынка. Нередко даже сам факт вовлечения того или иного хозяйствующего субъекта в какой-либо спор может нанести серьезнейший удар по его положению. И здесь медиация также является одним из наиболее эффективных механизмов — ведь ее базовым принципом всегда было соблюдение режима конфиденциальности. Медиатор в силу требований российского законодательства обязан самым строгим образом следовать этому условию, направленному на максимальную защиту интересов участников спора.
Конечно, предстоит еще долгий путь до того момента, когда медиация станет для российских компаний и предпринимателей столь же привычным способом урегулирования деловых разногласий, как и для их зарубежных коллег. Многое на этом пути зависит от самого бизнеса. Так, прежде всего, необходимо осознание владельцами и менеджерами российских компаний всех положительных сторон этого подхода для урегулирования споров с иностранными контрагентами. Важно повышать открытость и прозрачность бизнеса, которая также зависит и от того, как принято решать противоречия внутри компании: то, насколько цивилизованные и современные методы использует контрагент, во многом определяет и будущие партнерские отношения.
Но в целом у нас нет сомнений, что по прошествии определенного времени (как мы полагаем, оно не будет слишком продолжительным), практика российского бизнеса гармонично вольется в международный медиативный деловой оборот.

Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Сергей Хаванский, с использованием статьи Президента Центра медиации и права Ц.А. Шамликашвили «Эффективность медиации во внешнеторговых спорах» (журнал «Внешнеторговое право», 2011, № 1).

В избранное