Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров: Увольнение сотрудника


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!

В этом выпуске нашей рассылки мы рассмотрим возможности применения медиации применительно к ситуации увольнения сотрудника.

К нам, в Центр медиации и права, нередко обращаются представители организаций. Часто предметом обращения являются трудовые и производственные конфликты, затрудняющие (а порой, и вовсе — блокирующие) нормальную жизнедеятельность бизнеса. Также звонят нам и сотрудники различных компаний, имеющие сложности с работодателем и желающие исправить ситуацию с помощью процедуры медиации.

Конечно, мы с готовностью отвечаем на эти и подобные им запросы. Наша задача — качественно оказать медиативную поддержку участникам различных споров. Однако, есть случаи, когда нам приходится отказывать обращающимся к нам людям. В сфере корпоративных споров это, например, такие ситуации, когда к нас обращаются представители компаний с просьбой убедить несговорчивого сотрудника покинуть свою работу.

К сожалению, весьма распространены случаи, когда ситуация на предприятии дошла до того, что кого-то пытаются «выжить». Мы не будем здесь говорить о том, что приводит к такому положению: нежелание обсуждать рабочие проблемы сразу же после их возникновения, использование принуждения и наказания вместо диалога и т.д. Важно то, с какими намерениями и целями участники спора приходят к медиатору.

И порой главное ожидание представителей организации - «помогите убедить сотрудника, чтобы он уволился по собственному желанию». Сам же сотрудник увольняться отказывается, и не хочет участвовать в процедуре, целью которой будет переубедить его. И он... прав!

Дело в том, что сама сущность работы медиатора принципиально иная, чем у юридического консультанта, который поддерживает своего клиента в его противостоянии с другими лицами. Медиатор должен сохранять беспристрастность и нейтральность, все время выступая «адвокатом двух сторон». Его задача — обеспечить прояснение и реализацию истинных интересов каждого участника проблемы.

Учитывая такой статус медиатора, становится понятно, что любые действия, связанные с переубеждением одного участника в пользу другого — для медиатора недопустимы. Речь даже не о том, что медиатор подкуплен кем-то из участников, или имеет любую иную материальную заинтересованность. Проявлением заинтересованности, нарушением беспристрастности будет уже само внутреннее убеждение медиатора в правоте одного участника и в неправоте, виновности другого. Настоящий профессионал должен отказаться от проведения медиации, если он ощутил в себе это предпочтение одного участника другому.

Но сказать, что в ситуации рассматриваемого нами внутрикорпоративного конфликта (расторжение трудового договора) медиатор бессилен — тоже неправильно. На самом деле, процедура медиации при увольнении сотрудника вполне возможна (и, учитывая накаленность, даже желательна!). Весь вопрос, с какой целью она будет проходить. И единственно возможный ответ — тот, что в ходе медиации медиатор поможет сторонам восстановить способность к конструктивным переговорам, в ходе которых они сами примут решение о том, как им действовать дальше. И главное — это решение должно будет соответствовать подлинным интересам каждого, а не являться навязанным. Кто бы ни выступал в качестве навязывающего: другая сторона или медиатор.


Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Сергей Хаванский.

В избранное