Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров: Медиация в налоговых спорах


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!

В этом выпуске нашей рассылки мы обратимся к одному из наиболее дискуссионных вопросов применения медиации — возможно ли использовать медиативную процедуру при разрешении налоговых споров.

Вступивший в силу Закон о медиации в настоящее время исключает возможность применения процедуры медиации к спорам, связанным с публичным интересом. Между тем, в ряде зарубежных стран медиация эффективно применяется при разрешении некоторых административных споров — например, налоговых.

В первую очередь, к таким странам можно отнести Голландию и Германию. Несмотря на то, что в Голландии использованием процедур медиации при урегулировании налоговых споров занялись относительно недавно (в 2004 г.), этот опыт можно расценивать как достаточно убедительный. Такая практика позволила Нидерландам значительно уменьшить общее количество судебных разбирательств по «налоговой тематике». В Германии, которая начала эксперимент по внедрению медиации в судах (в том числе и административных) в 2000 г., сначала было задействовано шесть земель. В настоящее время в программу включаются другие регионы страны и Берлин, что можно расценивать как показатель успеха и знак признания медиации на федеральном уровне. Очевидно, что определенные предпосылки для распространения медиативной практики на налоговые споры имеются и в нашей стране. Например, по-прежнему остается весьма значительным количество налоговых споров, рассматриваемых арбитражными судами. При этом велик удельный вес дел, в которых истцом выступают именно налоговые органы, и они же очень часто эти споры проигрывают. Получается, что государство в лице налоговых органов, пытаясь доказать свою правоту налогоплательщику и проигрывая ему, демонстрирует свою несостоятельность. Это очень сильно подрывает имидж Федеральной налоговой службы, а значит, и самого государства. Такое положение вообще нежелательно, а тем более опасно в условиях нашей страны, где при развивающихся рыночных отношениях с большим трудом формируется культура ответственного отношения граждан к выполнению обязанностей налогоплательщиков.

В России репутация налоговых органов должна способствовать формированию положительного имиджа этого института. Медиация, помогая учесть интересы и потребности всех участников спора и сохраняя при этом для спорщиков полную конфиденциальность, создает в обществе наилучшие условия для формирования сознания добросовестного налогоплательщика. Как гибкая и неформализованная процедура, она позволяет «не выносить сор из избы» и решить вопросы без привлечения общественности, соответственно, минимизируя репутационные риски. Именно этот аргумент может быть одним из ключевых при принятии решения о применении альтернативных способов урегулирования налоговых споров.

Но, конечно, интеграция медиации в систему разрешения административных споров требует поступательной, планомерной работы. Изменять Закон о медиации необходимо, лишь взвешивая все имеющиеся точки зрения и трезво оценивая возможные последствия. В любом случае, мы уверены, что вопрос применения медиации к налоговым спорам заслуживает самого пристального рассмотрения и максимально широкого обсуждения.


Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Сергей Хаванский на основе интервью Президента Центра медиации и права Ц.А. Шамликашвили журналу «Налоговые споры».

В избранное