Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров: О роли медиации в разрешении разногласий между людьми.


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня нам бы хотелось поговорить о роли медиации в разрешении разногласий между людьми.

Эффективность медиации как инструмента разрешения межличностных конфликтов очень и очень высока. Однако есть ряд ситуаций, в которых медиативные методы могут принести наибольшую отдачу по сравнению с любыми иными способами преодоления разногласий.

Рассмотрим случаи, в которых использование медиации может особенно результативно:

1. Для участников конфликта определяющим в нем является не вопрос о виновности одного или другого участника, а возможность сохранения отношений и дальнейшего сотрудничества. Например, такие проблемы нередко возникают между давними деловыми партнерами, каждый из которых получает серьезные выгоды от сотрудничества, но в какой-то момент между ними происходит конфликт и теперь им предстоит принять решение, могут ли они по-прежнему доверять друг другу и как им выстроить взаимоотношения с учетом возникшего спора.

2. Иногда возникают ситуации, когда необходимо корректно закончить отношения. Случилось ли это из-за конфликта, или на то имеются иные причины – не важно: в любом случае, это неотъемлемое право самих сторон. Главное, что, несмотря на это, их все же связывает нечто, что не дает им возможности «разбежаться», не исследовав возникшую ситуацию и не использовав даже призрачного шанса на сохранение отношений. Порой такое решение принимается после весьма продолжительного периода партнерства, и этот факт заставляет многократно проверять правильность решения о разрыве, которое лучше всего подтверждается или опровергается в честном и открытом диалоге. Такое может случиться и в семейной медиации, когда разводятся прожившие вместе достаточно долгое время супруги, и в случае разделения бизнеса, который некогда был поднят совместными усилиями партнеров.

3. На поведение и цели сторон существенное влияние оказывают чувства и переживания (что случается и в деловых отношениях, и между работником и работодателем, и в других обстоятельствах). Как правило, это свидетельствует о значимости проблемы для таких участников и формального решения тут оказывается недостаточно. Но очень немногие способы урегулирования споров позволяют «работать» с этой, очень и очень немаловажной стороной ситуации (а порой без этого решение проблемы вообще невозможно). Медиация обладает соответствующим инструментарием.

4. Нежелание хотя бы одной из сторон предавать возникшую проблему огласке. Это условие бывает важным, когда речь, например, идет о деловой репутации. В настоящее время все большее число российских компаний выходит на европейские стандарты работы и имиджевая составляющая в их основной деятельности неуклонно растет. В связи с этим какой-либо урон авторитету предприятия сразу же влечет за собой снижение ее капитализации и отток клиентов. Для устранения таких рисков очень важна конфиденциальность информации о спорах, рассматриваемых с участием организации. В отличие от судебной процедуры, а также административного разрешения, медиация как таковая, основана на сохранении тайны обращения к ней и ее проведения. Конфиденциальность – один из базовых принципов медиации.

5. В больших инвестиционных проектах со множеством участников зачастую очень затруднено чисто математическое разделение денежной прибыли. В этих случаях необходимо определять не только объем доходов между участниками, но и их вид – не говоря уже о многочисленных обязанностях. В таких обстоятельствах требуется учет большого количества мнений, и наиболее эффективной для согласования мнений партнеров оказывается процедура медиации.

Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Хаванский Сергей, к.ю.н.


В избранное