Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров: О производственных конфликтах


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!


Сегодня мы хотим рассказать вам о производственных конфликтах, с которыми всем нам неоднократно приходилось встречаться на работе.

Конфликт интересов - очень частое и, более того, практически неизбежное явление для любой фирмы или компании, какой бы она ни была — крупной или мелкой, частной или государственной. Особенно острое противостояние часто возникает между структурными подразделениями компании - и это связано с тем, что каждый из сотрудников чувствует корпоративную солидарность с ближайшими коллегами, а «дальних» склонен воспринимать как чужаков. Возьмем в качестве примера один из наиболее типичных конфликтов подобного рода - конфликт интересов между бухгалтерией и другими подразделениями компании (например, с отделом продаж или отделом маркетинга и рекламы). Основной вид бухгалтерской деятельности - работа с документами, составление смет и налоговых отчетов, что требует неспешности, внимания, сосредоточенности. Но когда бухгалтерия, в силу производственной необходимости, пересекается с деятельностью более динамичных отделов - маркетингового или рекламного, где априори работа ведется более активно, - часто возникает замедление процесса принятия решений, что неизменно ведет к неудовольствию «динамичных» сотрудников, считающих, что весь их труд на благо компании идет насмарку из-за «нерасторопности» бухгалтеров. А между тем, последние также защищают интересы всей фирмы, поскольку стараются как можно тщательней сделать свою работу, предотвращая возможные убытки...

Что следует сделать в такой ситуации для нормализации работы бизнеса?

Прежде всего - не нужно закрывать глаза на создавшуюся ситуацию, следует трезво оценить существование потенциального очага конфликта или разногласий и постараться их разрешить, пока дело не дошло до саботажа, массовых увольнений, множества других негативных для предприятия последствий. Но, разрешая конфликт, недостаточно объявить одних правыми, а других виноватыми. Важно создать основу для нормального функционирования этих двух подразделений в будущем. То есть использовать конфликт для оздоровления внутрикорпоративных отношений, направив его разрушительный потенциал в созидательное русло. А это можно сделать, лишь используя медиацию и медиативный подход.

Медиация позволяет разобраться в ситуации с точки зрения каждого отдела, прояснить для всех его участников причины возникновения противостояния. Увы, в крупных организациях (и даже в тех, где ведется активная работа с персоналом) этому уделяется очень мало внимания. Как правило, все ограничивается корпоративными мероприятиями и общими словами. Мало кого заботит прозрачность работы подразделений друг для друга, разъяснение общих стратегических целей всей компании. Об этом вспоминают лишь после возникновения конфликта - т.е. тогда, когда уже поздно: страсти накалены, в конфликт так или иначе вовлечено руководство, и разъяснения не имеют шансов быть услышанными. Здесь необходимо участие третьей, незаинтересованной (незадействованной ни прямым, ни косвенным образом) стороны, в качестве которой и выступает медиатор.

Разрешая внутрикорпоративный спор, медиация:
- создает условия для разрешения конфликта интересов;
- выясняет глубинные причины конфликта, одновременно устраняя их, либо создавая условия для их нейтрализации;
- создает условия для конструктивного общения и сотрудничества департаментов в будущем.


Подробнее об урегулировании производственных конфликтов с помощью медиации Вы можете прочитать во многих статьях Президента Центра медиации и права Ц.А. Шамликашвили. Например:

Познакомиться с зарубежной практике урегулирования внутренних разногласий в компаниях можно в материалах журнала «Медиация и право» - например, в № 1 (19) за март 2011-го год французским опытом разрешения трудовых споров делится судья-медиатор из Гренобля Беатрис Бреннёр.

Кроме того, Вы сможете существенно расширить свое представление о способах медиативного разрешения внутрикорпоративных споров, ознакомившись с книгами «Медиация для менеджеров. Разрешение конфликтов и восстановление рабочих отношений» (авторы — Д. Кроули и К. Грэм ) и «Менеджмент трудных решений в XXI веке» (авторы — Ц. Шамликашвили, Л. Сасскайнд, А. Демчук).


В избранное