Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров: Школьная медиация


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня мы хотим рассказать вам о предпосылках создания учебной программы, основанной на методе «Школьная медиация».

В Научно-методическом центре медиации и права разработан и реализуется в российскую образовательную систему обучающий курс, основанный на методе «Школьная медиация».

Все дети, приходящие в мир, имеют свои уникальные способности и таланты и мы, взрослые, можем и должны обеспечить им равные возможности для самореализации и успешного вступления в самостоятельную жизнь.

Сегодня, ребенок, не соответствующий стандартам и требованиям, принятым в образовательном учреждении, часто становится причиной конфликта между участниками учебного процесса (педагогом, самим учеником и его родителями). Педагог, в случае возникновения проблем с учеником, в большинстве случаев приходит к выводу о дурных задатках и плохом воспитании в семье. Родители, напротив, ищут корень проблем в непрофессионализме педагога. А сам ребенок, лишенный адекватного внимания и реакции со стороны взрослых, со временем пополняет так называемую группу риска, неизбежно оказываясь среди отстающих.

Основная проблема таких детей – существенное снижение учебной мотивации. Они не хотят учиться, не видят в этом смысла, не понимают, за что им все эти мучения. Попытки воздействовать на «нерадивого» ученика теми средствами, которые, как правило, имеются в арсенале педагога и родителей — а именно принудить его к работе разными способами — часто имеют обратный эффект.

Опросы детей и взрослых показали, что мотивация к обучению зависит от тех потребностей, которые могут быть удовлетворены через учебный процесс. Некоторые дети учатся, чтобы удовлетворить потребность в безопасности, т.к. уклонение от учебы представляется им заслуживающим наказания. Некоторые удовлетворяют потребность в любви, принадлежности к группе, стремятся нравится учителю, хотят порадовать своим усердием родителей. Часть детей учится, чтобы удовлетворить потребность в уважении, быть не хуже других. И лишь немногочисленная категория учеников находит в процессе обучения возможность для самореализации, делает это из искреннего интереса и стремления к познанию.

Основная идея учебной программы, основанной на методе «Школьная медиация» заключается в осуществлении комплексного подхода, когда случай каждого конкретного ребенка рассматривается с точки зрения всех уровней потребностей. Мы хотим предоставить работникам образовательных учреждений и родителям возможность увидеть проблему школьной дезадаптации во всей ее полноте. А также получить в свое распоряжение приемы и способы, которые помогли бы осуществить индивидуальный подход к общению с ребенком, к воспитанию ребенка, помочь ему стать частью школьной системы, не конфронтируя с ней, а получая возможность полноценного личностного и познавательного развития.

Так мы сможем не только эффективно снижать асоциальные проявления в детско-юношеской среде, но – самое главное – предупреждать пессимистические варианты развития жизненного сценария детей.

О методе «Школьной медиация» вы можете прочитать в следующих статьях:
- Ц.А. Шамликашвили. «Школьная медиация как способ разрешения конфликтов» (ж-л «Справочник классного руководителя», № 8, август 2009 г.);
- Ц.А. Шамликашвили. «Нейропсихологический подход к обучению», (ж-л «Справочник классного руководителя», № 9, сентябрь 2009 г.)
- Интервью Ц.А. Шамликашвили «Медиация в образовании: школьный социум, основанный на позитивном общении», (ж-л Вестник образования № 9, 2010г).

Кроме того, данной проблеме посвящена книга:
Шамликашвили Ц.А., Семенова О.А. «ПОЧЕМУ РЕБЕНКУ ТРУДНО УЧИТЬСЯ И КАК ЕМУ ПОМОЧЬ. Нейропсихологический подход».


В избранное