Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров: Об ответственности медиаторов
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров
Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы поговорим об ответственности медиаторов и качестве медиативных услуг.
Одним из вопросов, неизбежно возникающих как у обычных граждан, так и у профессиональных сообществ, с вступлением в силу Закона о медиации и внедрением нового института на государственном уровне, является вопрос об ответственности медиаторов.
В англосаксонских странах, где медиация развивается уже несколько десятилетий, подобные вопросы возникли совсем недавно. Новой для них является и проблема страхования профессиональной ответственности медиатора (при том, что страхование профессиональной ответственности является в США нормой практически для всех видов деятельности, связанных с оказанием услуг). Значит, прежде такие вопросы не возникали, и медиация успешно существовала, опираясь исключительно на доверие прибегавших к ее помощи людей.
Таким образом, ключевым вопросом медиации является вопрос доверия, причем не только доверия медиатору. Неразрывно с доверием медиатору связано и доверие людей к самим себе как «хозяевам» своего конфликта, которые не только вправе решить свой спор самостоятельно, но и являются единственными, кто может это сделать по-настоящему квалифицированно. В связи с этим требование «контролировать медиатора» - это недоверие к себе самому как к эксперту по своей проблеме.
Назойливость в вопросе юридической ответственности медиатора, которую нередко проявляют даже те, кто позиционирует себя как специалиста в области медиации, — на самом деле, очень спорна с точки зрения сущности медиации. Медиация как таковая родилась именно с целью освободиться от постоянного давления угрозы государственного аппарата, формализма, равнодушного отношения к участникам спора и от прочих недостатков других разновидностей способов разрешения споров. Медиация наделяет сами стороны правом и
реальной возможностью урегулировать спор. Лучший способ контроля в медиации — это удовлетворенность всех сторон спора.
Медиатор — специалист по ведению процедуры, не вправе вести стороны к какому-либо решению, даже если это не выглядит принуждением и соответствует пониманию справедливости. Медиатор несет ответственность именно за ведение процедуры и не дает консультаций по другим вопросам (в частности, из-за самих фактов такого рода консультирования, признанного впоследствии недостаточно качественным стороной/или сторонами спора, стали появляться иски к медиаторам на Западе). Неправильное понимание роли медиатора,
ожидание от него советов — все это и приводит к обжалованию действий медиатора. Единственная стопроцентная защита медиатора от каких-либо претензий — это, четкое разъяснение сторонам роли медиатора и неукоснительное следование медиатором требованиям профессиональной этики, включая сохранение конфиденциальности полученной информации.
Подробно об ответственности медиатора, конкретных рекомендациях относительно того, к каким действиям медиатору следует прибегать, чтобы у сторон не появлялось повода поднимать вопрос о его профессиональной компетентности, ответственности — в новой статье президента Центра медиации и права Ц.А. Шамликашвили «Ответственность медиатора», опубликованной в журнале «Медиация и право», № 1 (19), март 2011