Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров
Медиация для менеджеров
Каждый руководитель постоянно сталкивается с конфликтами. В одних он выступает стороной, в других — к нему приходят подчиненные и просят разрешить их разногласия. Положение еще более усложняется, когда ему самому приходится вмешиваться в отношения других людей и решать проблему по своей инициативе, т.к. в противном случае их война серьезно нарушит работу организации. Наконец, столкнуться могут целые подразделения.
В подобных ситуациях вариантов выхода немного — можно конфликт игнорировать, можно найти виновника и покарать его, можно наказать всех участников. Арсенал мер наказания — от вызова «на ковер» до штрафов, понижения в должности и увольнения. Причем очень часто все разбирательство и сводится только лишь к выбору меры наказания, сама же проблема игнорируется. Между тем, невнимание к причинам конфликтов крайне чревато.
Есть поговорка, что «у юридического лица нет лица», т.е. в конечном итоге любая организация состоит из людей, разлад между которыми может привести к большим проблемам у всего бизнеса. Системы управления персоналом, организационные схемы и технологии, даже личные качества и профессиональные навыки менеджера – могут лишь способствовать оптимизации управления, но не способны исчерпать противоречия полностью. Обычно все они направлены лишь на нейтрализацию отдельных последствий и подобны тушению
горящего леса, под корнями которого тлеет торф. В любой момент пламя конфликта может вырваться наружу и нанести урон бизнесу. Что делать?
На западе давно существует понятие inhouse-медиатора, который урегулирует внутрикорпоративные споры, в т.ч. между сотрудниками. В крупных компаниях это — целые подразделения (например, во Всемирном банке существует целая система разрешения конфликтов, важнейшую роль в которой играет медиация). В случае необходимости принято привлекать и независимых (внешних) медиаторов. Однако, все это характерно отнюдь не только для больших фирм, но эффективно и для средних и малых предприятий, которые путем применения
медиации могут существенно улучшить свои отношения с контрагентами и внутрикорпоративную атмосферу. Более того, важно иметь в штате не только медиаторов, но и руководителей, владеющих медиативным подходом (разработан в Центре медиации и права).
Соответствующих специалистов надо обучать. Очень многие руководители из тех, кто все же старается контролировать взаимодействие между сотрудниками и минимизировать негативное влияние конфликтов, считают себя неплохими арбитрами. При этом, хотя и неосознанно, они прибегают для этой цели к манипуляциям, причем манипуляция может быть связана даже с позитивными намерениями (например, предотвратить конфликт).
На самом деле, любая манипуляция неприемлема. Каким бы удобным ни казалось сокрытие истинных мотивов (например, искажение слов другого сотрудника с целью избежать возникновения ссоры), в долгосрочной перспективе любой обман, недоговоренность, искажение фактов — губительны. Манипуляция способна принести очень кратковременное облегчение ситуации, за которым неизбежно последует обострение противоречий. Честный, открытый диалог — единственная возможность для прочного и долговременного сотрудничества
между работниками любого уровня и профиля. А такому диалогу надо учиться.
Как сохранить невовлеченность в конфликт? Как разъяснить подчиненным выгоду честного диалога и создать им условия для этого? Как избежать соблазна принять наиболее легкое решение, вместо более трудного, но и более надежного? Как оставаться честным и открытым, но при этом сохранить конфиденциальность того, что в силу своего должностного положения руководитель не может озвучивать? Как обеспечить исполнимость решения и исключить новый конфликт на той же почве?
Ответы на эти вопросы дает обучение медиации. Центр медиации и права — ведущая российская организация в сфере медиации. Ознакомиться с программой и условиями обучения в Центре можно здесь.
Важной темой в корпоративной медиации является системный подход. Об этом, а также о многом другом, что важно для применения медиации менеджерами, мы будем рассказывать в последующих выпусках нашей рассылки. Также много интересной и подробной информации о применении медиации менеджерами можно узнать в книге Джона Кроули и Кэтрин Грэм «МЕДИАЦИЯ ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ. Разрешение конфликтов и восстановление рабочих отношений».