Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров: ко-медиация


Добрый день, уважаемые читатели!

Как и обещали, в сегодняшнем выпуске рассылки мы расскажем вам о сложностях, которые могут возникнуть во время ко-медиации. Кто-то назовет их недостатками процесса, однако для нас это больше - трудности, которые можно и нужно преодолевать, а на полученном опыте учиться и совершенствовать свои профессиональные навыки.

 

Итак, какие сложности могут возникнуть? Во-первых:

Стоимость.

Услуги двух медиаторов, как правило, стоят дороже, чем работа одного –  не все клиенты смогут позволить себе оплачивать работу двух специалистов.  И даже если они смогут,  предстоит еще убедить их в целесообразности привлечения более одного медиатора.

Кроме того, если есть необходимость предоставления медиаторам документации и различных материалов, их приходится предоставлять в большем количестве экземпляров, что также увеличивает стоимость процедуры. Вместе с тем, если двум медиаторам удастся охватить весь объем информации, или разделить ответственность за типы или блоки данных, есть вероятность, что процесс урегулирования, в общем, пойдет быстрее.

 

Во-вторых:

Логистика, время и материально-техническое обеспечение.

Как известно, чем больше компонентов задействовано в системе, тем больше вероятность ее отказа. Т.е,  чем больше участников процедуры медиации, тем больше вероятность срыва или сложностей ее проведения из-за неявки одного из «игроков». Например, часто бывает, что один из медиаторов добирается до места работы другого, ему на это требуется дополнительное время. Медиатор начинает зависеть не только от участников медиации, но и от своего коллеги.

Кроме того, на планирование и организацию первоначальных консультаций и последующих совместных встреч, на обсуждения требуется больше времени, если участвуют двое и более медиаторов. Все соглашения сторон на медиации, в том числе медиативное соглашение,  должны быть проверены и, возможно, подписаны обоими медиаторами.

 Любая задержка или откладывание медиации «на потом», чреваты срывом всего процесса. Сторонам, особенно тем, кто находится на высоком уровне эскалации конфликта, требуются усилия, чтобы пойти навстречу друг другу, даже если это соответствует их интересам. Поэтому появление любого дополнительного препятствия крайне нежелательно.

 

В-третьих:

Проблемы взаимодействия медиаторов («Конкуренция» внутри команды медиаторов. Противоречия между медиаторами и пр.).

            Нельзя исключать возможность того, что медиаторы не смогут наладить между собой конструктивного взаимодействия и не достигнут взаимопонимания в процессе медиации (например, в каком направлении ведет беседу коллега). В этом случае результатом несогласованных или противоречивых действий медиаторов станет рост эмоционального напряжения и замешательства сторон, что может поставить под угрозу успех всей процедуры.

            Существует также риск того, что медиаторы не смогут сохранить свою нейтральность. Клиенты часто стараются  перетянуть медиаторов на свою сторону, они осознанно или неосознанно могут «разделить» медиаторов. Если медиаторы начнут участвовать в формировании альянсов и неосознанно копировать разногласия участников, не отдавая себе отчета в том, что происходит, это будет только способствовать эскалации конфликта.

 

И, наконец:

Совместное давление медиаторов.

Двое (и более) уверенных в себе и опытных специалистов - медиаторов могут неосознанно начать оказывать давление на участников медиации, часто находящихся в сложном эмоциональном состоянии.  Чем выше накал эмоций, тем больший интеллектуальный регресс испытывает человек. Из-за такого регресса люди часто становятся более внушаемыми и несамостоятельными. А в результате такого взаимодействия сторон и медиаторов может  появиться соглашение, которое  медиаторы считают успешным урегулированием спора, но оно на самом деле не отвечает истинным интересам сторон.

            Еще одной сложностью может явиться то, что медиаторы  могут осложнить выражение сторонами их собственного мнения, если какой-либо поступок медиатора по отношению к своему коллеге (кивок, подмигивание и пр.), будет понят стороной как оценка медиаторами сложившейся ситуации. В таком случае, опять-таки, клиент может предположить, что медиатор не беспристрастен, и это повлияет на честность и открытость переговоров.  

 

Все эти сложности, или даже опасности ко-медиации могут возникать на любом этапе процедуры. Они могут появиться как по одиночке, так и несколько «осложнений» сразу, образуя причудливые и опасные для процесса медиации хитросплетения. Зачастую они становятся заметны только постфактум. Поэтому следует заранее продумать необходимость ко-медиации в каждом конкретном случае, учтя все возможные выгоды и сложности  такого процесса. Хорошая новость состоит в том, что несмотря на довольно большой список сложностей, вероятность их проявления можно свести к минимуму, если соответствующим образом подготовиться к самому процессу ко-медиации и внимательно подойти к работе в паре.

В следующий раз мы расскажем вам о том, как подготовить себя и других к  преодолению сложности и решению проблем, возникающих при ко-медиациии.

 

Материал подготовили:

Андрей Бушев, Сергей Тюльканов.


В избранное