Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров: фасилитативная медиация


Добрый день, уважаемые читатели!

      Тема этого выпуска рассылки - фасилитативная медиация. Для начала  приведем определение собственно фасилитации, под которой понимается отдельный вид деятельности.

      Итак, групповая фасилитация - это процесс, в котором специалист помогает группе улучшить способы идентификации проблем и принятия решений за счет организации конструктивной совместной деятельности и налаживания эффективной коммуникации.  Этот специалист называется фасилитатором, его должны принять все члены группы, а он – соблюдать нейтралитет по отношению к ним, не принимать решение за группу.

      Однозначного определения самой фасилитативной медиации в русскоязычной литературе нет. Так как разные источники предлагают нам разные определения, при чем с различной детализацией,  можно сделать вывод, что фасилитативная медиация, это не самостоятельная модель медиации, а определенный подход, стиль медиатора к работе с участниками. Часто фасилитативный подход противопоставляется оценочному подходу в медиации.  При оценочной медиации медиатор  влияет на процесс медиации, оценивая происходящее, а при определенных обстоятельствах оказывает влияние на результат диалога, при необходимости предлагая свои варианты разрешения конфликта.

      Особенности фасилитативного подхода заключаются в следующем:

    * медиатор помогает участникам наладить общение и объяснить друг с другу, в чем суть проблемы, конфликта;
    * медиатор оставляет за сторонами право на принятие решений, сам он не имеет права голоса при принятии решении, и, более того,  противостоит попыткам сторон возложить на него такого рода ответственность, даже если участники медиации колеблются и не могут прийти к определенному решению. Иными словами медиатор не приводит к решению, а следует за сторонами, ободряя и облегчая им путь к разрешению конфликта;
    * медиатор придает значение чувствам и переживаниям сторон, в том числе и к невысказанным, используя их, как дополнительный источник важной информации. Иногда за выражаемым гневом кроются боль и страх, и достачно помочь людям в выражении их состояний и снятии конфликтного напряжения, чтобы они могли более адекватно оценить сложившееся положение и понять свою роль в создавшейся ситуации и возможности влияния на проблему;
    * медиатор создает для сторон модель эффективного поведения в сложной конфликтной ситуации.

      Несмотря на сходство фасилитативного подхода в медиации с собственно фасилитацией, следует понимать их различия:

- в медиации  медиатор может работать в присутствии всех сторон, а может проводить и  раздельные встречи. При фасилитации фасилитатор всегда работает в присутствии всех членов группы;

- медиатор способствует сторонам в разрешении конфликта, который в данный момент стороны не в состоянии конструктивно решить своими силами. Фасилитатор же не обязательно работает в конфликтной ситуации, его основная цель – улучшение процесса групповой работы;

- медиатор уделяет внимание как содержательной части конфликта, так и переживаниям, чувствам сторон. В то время как фасилитатор сосредоточен в первую очередь на содержательной части общения.

      Обобщая вышесказанное, можно сделать интересный вывод:  фасилитативный подход в медиации используется во множестве медиаций, где медиатор оставляет за сторонами право на принятие решения и выступает как неавторитарное третье лицо, уделяя при этом внимание переживаниям и эмоциям сторон. А это, например, уже рассмотренные   трансформативная, нарративная и экосистемная медиации. Таким образом, мы еще раз подходим к тому, что деление на подходы довольно условно и имеет не столько прикладное, сколько теоретическое значение.

      В нашей учебной практике мы периодически сталкиваемся с тем, что, прочитав книгу определенного автора, слушатели начинают механически переносить выделенные приемы в свою деятельность. Тем самым ограничивается богатство средств урегулирования споров, которыми характерна медиация. «В медиации нет ничего заранее определенного» – эти слова часто напоминают нашим слушателям. Можно утверждать, что в обучении медиаторов теория вторична по отношению к внутренней работе обучаемого, которая начинается именно на практических занятиях. Только после такой работы «семена» теории дают поистине впечатляющие «плоды».

 

Желаем вам успехов!


 

Материал подготовили:

Андрей Бушев, Сергей Тюльканов
.


В избранное