Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров: закон о медиации


Добрый день, уважаемые читатели!

     Сегодня мы хотели бы ненадолго прервать наш цикл, посвященный различным подходам в медиации, и рассказать о Федеральном законе «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»,  который был подписан Президентом РФ 26 июля этого года и вступит в силу с января 2011 года.     

     Мы надеемся, что с основными положениями нового закона вы уже ознакомились. Поэтому предлагаем вам более широкий взгляд на сегодняшнюю ситуацию в России в сфере медиации, а также проанализируем, какие изменения были и будут сделаны в связи с принятием нового закона.
Законодательство о медиации в России имеет не простую историю: разрабатывалось множество вариантов, в том числе законопроекты рабочей группы при ТПП на основе модельного закона ЮНСИТРАЛ, ряда субъектов законодательной инициативы. Первый вариант был внесен в Госдуму в конце 2006 года, но не найдя поддержки, даже не дошел до первого чтения. В марте 2010 года Президент России, выступив субъектом законодательной инициативы, внес вариант закона, разработанный по его поручению (по итогам VII всероссийского съезда судей). Данный проект был принят Госдумой 7 июля, 14 июля одобрен Советом Федерации и 26 июля с.г. подписан Президентом РФ. 

     Долгое время дискуссионным оставался вопрос о том, в какой форме и насколько подробно необходимо прописывать нормы, регулирующие медиативную деятельность на территории России. Ведь в  мире существуют различные подходы: где-то есть специальные законы о медиации, где-то их нет совсем. Но не всегда наличие или отсутствие закона является признаком, отражающим реальный уровень развития медиации в стране.

     Теперь и в России медиация обрела законодательную основу. Указанный выше закон является институционализирующим и определяет основы будущего развития медиации на ближайшие  годы.

     Прежде всего, хотели бы отметить важность некоторых формулировок, нашедших свое отражение в этом нормативно-правовом акте. Медиация – эта особая форма посредничества. Такое разграничение связано с тем, что проведение медиации, как альтернативной процедуры разрешения споров, основывается на особых принципах:  добровольности, конфиденциальности, сотрудничества, беспристрастности и независимости медиатора.  Эти принципы обеспечиваются, в том числе и за счет изменений, вносимых в уже действующее законодательство. Напомним, что наряду  с основным законом был принят и дополняющий его федеральный закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".

     Указанные законы обеспечивают конфиденциальность как самой процедуры, так и свидетельский иммунитет медиатора,  сторон и представителей сторон. Стоит отметить, что применение некоторых норм будут окончательно определяться только в процессе практики.

     В отечественное законодательство впервые вводятся такие термины, как «медиация», «медиатор», «медиативное соглашение», «СРО медиаторов». Медиация может оказываться в виде услуги  на профессиональной и непрофессиональной основе, независимым физическим лицом или  организацией.

     Важным новшеством является введение норм о приостановлении срока исковой давности, а также о том, что судебное или третейское разбирательство может быть отложено, если стороны решат обратиться к процедуре медиации. Наличие медиативной оговорки накладывает обязательства на стороны, например, они уже не могут обратиться в третейский суд, не пройдя медиацию.

    Внесена ясность и в статус медиативного соглашения – теперь оно будет иметь статус гражданско-правового договора, а его исполнение будет обеспечиваться в рамках гражданского законодательства. Кроме того, обращаем ваше внимание на изменения, готовящиеся в законодательстве о нотариате, где проведению медиации нотариусом и заверению им медиативного соглашения посвящена целая глава.

     В новом законе, как мы видим, большая роль в развитии медиации и ее регулировании отводится СРО медиаторов. Это сделано не случайно, ведь в настоящее время все большие полномочия по контролю за специалистами передаются их саморегулируемым организациям. В медиации это тем более важно, так как это - очень деликатный предмет – чрезмерная формализация, сделанная непрофессионалами в данной конкретной области может полностью ее парализовать.

     Еще одним важным моментом является сфера применения закона. Необходимо понимать, что на первых этапах внедрять медиацию нужно очень осторожно и постепенно. Именно поэтому сегодня закон не предусматривает разрешение многих видов споров с помощью медиации, как принято в мировой практике. При этом законом вообще не затрагивается использование медиативных навыков и приемов, а значит возможно их использование в любых видах споров, в том числе в спорах о банкротстве, коллективных трудовых спорах и пр. С другой стороны, сейчас в некоторых спорах не будет применяться медиация, определенная в законе. Это означает, что медиация может быть использована в спорах, исключенных из сферы применения закона, но она не будет подкрепляться гарантиями, предоставляемыми законом. Так как медиация – процедура неформализованная, по существу она может быть использована для урегулирования любых конфликтов, если на это есть согласие и желание сторон. Поэтому, несмотря на ограничение споров только рамками частного права, возможно будущее развитие медиации, например, в налоговых и экологических спорах. Просто сейчас нужно приобрести соответствующий опыт, делая первые шаги.

В следующем выпуске мы расскажем вам о законодательном регулировании медиации за рубежом.
Спасибо!


 Материал подготовил Сергей Тюльканов


В избранное