Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - переговоры, посредничество, разрешение конфликтов: почему работает метод 'Школьная медиация'?


Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня нам бы хотелось поговорить о методе "Школьная медиация", о тех методах и способах разрешения конфликтов, которые с недавних пор начали свое распространение в школе, вузах и других образовательно-воспитательных учреждениях. Возможно, вы уже читали об этом на нашем сайте или слышали либо участвовали в обсуждении на эту тему в рамках наших мероприятий. В любом случае, предполагая, что вы уже немного знакомы с предметом, мы хотели бы посвятить этот выпуск вопросу, почему же на самом деле работает метод "Школьная медиация".

Данный метод, являясь производным от метода “Медиация”, создан для применения в воспитательно-образовательной среде, и можно говорить о том, что метод “Школьная медиация” позволяет человеку осознать себя целостно в контексте этой среды. Это метод, появление которого ждали все участники образовательного процесса, испытывая ежеминутные сложности в повседневной жизни.

Проект “Школьная медиация” задуман как возможность привнести в воспитательно-образовательную среду знания о способах “здоровьесберегающего” позитивного взаимодействия людей. Мы считаем, что необходимость в этом назрела, и ее диктует само время. Идеи метода “Школьная медиация”, сохраняя преемственность при движении вверх по всем ступеням  образовательной лестницы – от детского сада до школы и ВУЗа – как нельзя лучше отвечают запросу нынешней ситуации, сложившейся в обществе. Происходит это благодаря тем возможностям, которыми располагает метод “Школьная медиация”.

Что же позволяет методу решать насущные проблемы области? Что при помощи метода “Школьная медиация” возможно предпринимать для улучшения ситуации, связанной с неэффективным, непозитивным, неинформативным общением людей? Попробуем разобраться.

Исходя из своей природы, человек в сложных для себя коммуникативных условиях не всегда способен донести смысл ситуации до своего визави. Более того, он не всегда для себя четко может определить суть собственного посыла к общению. Следующий пример это иллюстрирует.

Учитель не может “достучаться” до ученика и испытывает негативные эмоции по поводу его якобы безразличия к предмету. В свою очередь ученик, чувствуя, что ситуация, вызванная его недостаточным пониманием предмета, усугубляется плохими отношениями с учителем, не желая еще больше раздражать и нервировать учителя и навлекать на себя его гнев, замыкается в себе, уходит от общения. Соответственно в условиях напряженной коммуникации, ученик не в состоянии “взять” знания по предмету из рук учителя. Чем больше “старается” учитель, тем больше избегает общения, связанного с “передачей” знаний, ученик. Складывается ситуация “насильственной коммуникации”, она может перейти в хроническую или вспыхнуть в любую минуту конфликтом даже по малозначительному  и, казалось бы, отвлеченному поводу. Ни тот, ни другой вариант не отвечают смыслу ситуации, в которой и учитель, и ученик действуют в соответствии со своим желанием позитивного взаимодействия.

Попытки изменить происходящее обычно приводят лишь к усилению противостояния, - собственными силами “изнутри” ситуация не решается, необходима помощь извне. И ее способен оказать не вовлеченный в ситуацию, не заинтересованный (не только в выигрыше какой-либо из сторон, но даже в победе “истины”) человек. Ему, нейтральному в своем отношении к участникам, не зависимому от них ни на каком уровне, беспристрастному в отношении их проявленных ценностей, чаще всего удается восстановить ту суть позитивного намерения каждой из сторон, которая была искажена недостаточно “грамотным” общением. (Обычно к моменту противостояния позитивность намерений бывает надежно погребена под развалинами былых отношений.) От того, кто за это возьмется, в первую очередь требуется умение, которое можно было бы, пожалуй, охарактеризовать как “соприсутствие”. Это состояние безоценочного восприятия, точнее  - принятия человека, целостного в своих проявлениях.

Возможность быть принятым дает человеку надежду и уверенность в том, что он будет понят. А вместе с этим приходит стремление к пониманию другого. Поняв себя, поняв другого на уровне мотивов поступков, истинных интересов и глубинных ценностей, можно перейти к уровню согласованных действий не “в ущерб”, а “во благо”.

Модель, в которой работает метод “Школьная медиация”, на первый взгляд, проста, но только за счет того, что в нем заложен глубинный механизм, позволяющий исчерпать конфликт во всех его проявлениях – не только на поведенческом, но и на эмоциональном уровне. И тут очень важно, кто выступает в качестве медиатора – этот человек должен быть способен создать для сторон условия продвижения к глубинам своих притязаний, обид, противоречий, к истокам своего мироощущения. Поэтому деятельность школьного медиатора требует не только основательной профессиональной подготовки, но и постоянного совершенствования, и об этом мы поговорим в наших следующих рассылках.

Желаем успехов!

_____________________

Узнать больше о методах "Школьная медиация", "Медиация", а также подать заявку на обучение вы всегда можете на сайте Центра медиации и права или по телефону 8(495) 253-0130.

Если у вас есть дополнительные вопросы или пожелания, пожалуйста, пишите нам на электронную почту subscribe@mediacia.com, мы будем рады вам ответить.



В избранное