Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - переговоры, посредничество, разрешение конфликтов: школьная медиация


Добрый день, уважаемые коллеги!

В сегодняшней нашей рассылке речь пойдет об авторском методе «Школьная медиация» как о новом подходе к поиску решений в спорных вопросах, предотвращению и разрешению конфликтов в образовательной среде.

Школа - это зеркальное отражение макросоциума. Это место, где концентрируются общественные тенденции и процессы: как позитивные, так и негативные. Вот почему в рамках метода «Школьная медиация» общеобразовательная школа не рассматривается как отдельный элемент образования, а является важным связующим звеном: от детского возраста к молодости и зрелости. От того, как будет организован процесс познания и понимания конфликтов на всех этапах взросления ребенка, зависит и то, с каким багажом выйдет он во взрослую жизнь. В подобном познании и изучении на равных с ним могут принять участие и взрослые. Преподаватели, психологи, или родители, не получившие в свое время необходимых знаний и умений разрешения конфликтов и улаживания разногласий в конструктивном русле, имеют возможность обучиться навыкам медиативного разрешения конфликта вместе с детьми.

«Школьная медиация» - это и эффективная методика разрешения споров между разными уровнями большого коллектива. В связи с этим, отдельного внимания заслуживают психологи, педагоги и администрация воспитательных и образовательных учреждений. Ведь работа с детьми и молодежью сопряжена с большой долей ответственности, так что «эмоциональное выгорание» здесь может наступить слишком быстро. Неправильно выстроенные отношения с учащимися и коллегами являются дополнительным стрессогенным фактором. В результате очень часто у педагогов, социальных педагогов, школьных инспекторов, административных работников высших и средних учебных заведений происходят эмоциональные срывы, ухудшается самочувствие, могут развиваться серьезные болезни. Невозможность продолжать трудовую деятельность в учебных заведениях приводит к частой сменяемости кадров, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на отношениях в коллективе из-за дополнительного стресса при смене преподавателей и организаторов процесса обучения. В результате, страдает качество обучения школьников и студентов, которые не смогут в полной мере состояться как специалисты и прийти на смену своим учителям. Возникает замкнутый круг, в выходе из которого заинтересована вся воспитательно-образовательная система страны.

Часто взрослые (учителя, администрация, родители), склонны преуменьшать значимость разногласий и конфликтов с участием подростков. Однако директивный способ разрешения разногласий, когда взрослые сами принимают решение, а дети только ему подчиняются, приводит скорее к подавлению конфликта, не касаясь истинных его причин. В результате, у школьников и молодых людей остается впечатление, что их толком не выслушали или не придали их проблемам должного внимания.

Школа это мини-социум, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в обществе в более старшем возрасте. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка - их негативные последствия скажутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем. Благодаря методу «Школьная медиация» прививается новая, конструктивная культура поведения в конфликте, что расширит возможности человека и в будущей профессиональной деятельности, и в личной жизни.

Многие конфликты между школьниками скрыты от глаз взрослых - ведь дети не всегда охотно пускают их на свою «территорию», к тому же часто в ситуации, когда начинается конфликт, родителей просто нет рядом. Тлеющий конфликт может проявиться внезапно и в обостренной форме. Такой конфликт урегулировать сложнее, чем «по горячим следам», к тому же он чреват серьезными последствиями. Во многих подобных конфликтах участниками становятся не только спорящие стороны, но и лица, втянутые в конфликт вопреки своему желанию. Особенно часто это происходит в школьных компаниях, или в неформальных объединениях подростков. Иметь свой круг общения и быть частью группы, объединенной общностью интересов, - естественное желание человека. В школьном возрасте это является насущной потребностью, и ребенок настойчиво ищет группу сверстников, с которой бы его что-то связывало. Эта потребность настолько высока, что зачастую дети оказываются в компаниях, исповедующих асоциальные идеалы лишь потому, что у них не остается выбора.

Интеграция метода «Школьная медиация» и создание «групп равных» на базе школ, ВУЗов, социальных и воспитательных учреждений проходит в несколько этапов:
  • знакомство администрации образовательного учреждения с возможностями метода;
  • проведение ряда ознакомительных семинаров для педагогического состава, для учащихся разных возрастных групп, а также для родителей учащихся;
  • обучение части педагогов (или преподавателей), школьных психологов и социальных педагогов методу «Школьная медиация», то есть навыкам ведения процедуры медиации, необходимым для медиатора навыкам медиации, медиативному подходу, тренерским навыкам, необходимым в образовательной среде знаниям из области права и нейропсихологии;
  • педагоги, участвующие в проекте, формируют группы равных из учеников старших классов (или старших курсов), желающих пройти обучение и получить необходимые навыки участвовать в разрешении конфликтов между учащимися, а также между учащимися и другими участниками учебного процесса
Создание «групп равных» позволяет:
  • создать подросткам и молодым людям условия для позитивной самоактуализации личности в период возрастных кризисов и становления ценностей,
  • проводить коррекционную работу среди трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей при помощи восстановительных механизмов и предотвратить повторные проступки,
  • повысить уровень социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса. Приобретя навыки идентификации истинной причины конфликта или разногласий, а также умение разрешать конфликтные ситуации на основе истинных интересов участников конфликта, участники «групп равных» смогут более конструктивно взаимодействовать с родителями, сверстниками, педагогическим составом, что позволит улучшить качество межпоколенческих связей.

Возглавляемые педагогами и психологами, обученными методу «Школьная медиация», «группы равных» способны курировать ребенка и подростка, внимательно отслеживать его потребности, одновременно обучая его медиативным навыкам общения и способам их применения на практике. Навыки деятельности школьного медиатора необходимы не только школьникам. Студенчество также нуждается в технологиях, которые способствуют приобретению навыков безопасного существования в условиях взаимного уважения. Стабильность во взаимоотношениях с людьми формирует в человеке открытость, доверие к миру. Личность, уверенная в себе, не нуждается в проявлениях агрессии как в защитной форме поведения.

Навыку мирно разрешать конфликтные ситуации и уметь их предотвращать можно обучить. И чем раньше мы начнем это обучение - тем лучше.

----------------

Если у вас есть дополнительные вопросы или пожелания, пожалуйста, пишите нам на электронную почту subscribe@mediacia.com, мы будем рады вам ответить.

 


В избранное