Федеральный конституционный закон от 22 декабря 2014 г. N 18-ФКЗ "О внесении изменений в статьи 24 и 33.1 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" Пересмотрена компетенция некоторых арбитражных судов. В силу поправок изменена подведомственность рассмотрения
арбитражных дел по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов отдельных регионов и арбитражных апелляционных судов. Из компетенции арбитражного суда Северо-Кавказского округа исключена проверка актов, принятых судами Крыма и Севастополя. Такие полномочия переданы арбитражному суду Центрального округа. В Центральном судебном округе будет действовать Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики и города.
Федеральный конституционный закон от 22 декабря 2014 г. N 17-ФКЗ "О внесении изменений в статью 19 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" Признание подписей участников
референдума недействительными: поправки. Скорректирован Закон о референдуме. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, ЦИК России, иные комиссии референдума вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума, а также ГАС "Выборы". Уточнено, что сведения о результатах проверки, в т. ч. полученные по каналам связи ГАС "Выборы" и заверенные электронной подписью (ранее
- ЭЦП) должностного лица регионального избиркома, могут являться основанием для признания подписей участников референдума недействительными. При этом подписи участников референдума, указавших в подписном листе недостоверные сведения, по-прежнему признаются недействительными при наличии официальной справки органа внутренних дел либо письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 447-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Кадастровый учет и регистрация прав на недвижимость: поправки к законодательству. Скорректированы Законы о госкадастре недвижимости и отдельные
законодательные акты.
В Закон о госкадастре вводится глава о комплексных кадастровых работах. Под ними понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех объектов, расположенных на территории одного или нескольких смежных кадастровых кварталов. Они могут касаться участков, кадастровые сведения о которых не соответствуют требованиям к описанию местоположения границ; участков, занятых объектами общего пользования, образование которых предусмотрено проектом межевания; зданий,
сооружений, объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы. К результатам относятся уточнение границ; установление или уточнение местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства; образование участков, на которых расположены здания (кроме линейных объектов); образование участков общего пользования; исправление кадастровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости. Заказчиком является
уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, органы исполнительной власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. По результатам работ формируется карта-план. Правообладатели участков после ознакомления с ним могут представить свои возражения в согласительную комиссию. Сведения обо всех границах - и спорных, и согласованных вносятся в кадастр. Отметка о наличии спора о местоположении границ в случае его неразрешения снимается по истечении 15
лет. Кроме того, предусматривается возможность вносить полную оплату по договору подряда на выполнение кадастровых работ (услуг) только по завершении кадастрового учета соответствующих объектов. Поправки вступают в силу с 01.01.2015, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации" Защиту госграницы решено усилить, работу пунктов пропуска через нее - усовершенствовать! Внесены изменения в некоторые
законодательные акты по вопросам защиты и охраны госграницы России. Так, в Законе о госгранице уточнено наименование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного устанавливать пределы погранзоны и правила погранрежима. Необходимые функции закреплены за ФСБ России. Исключена привязка водных акваторий к погранрежиму. Дело в том, что госграницу нужно защищать на всей приграничной территории, включая погранзону, российскую часть вод пограничных
рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря. С сопредельными государствами решено заключать международные договоры о совместном контроле в пунктах пропуска через госграницу. Это значительно сэкономит время на подобные мероприятия, создаст более комфортные условия для перемещения. В КоАП РФ внесены следующие изменения. Так, увеличен штраф за нарушение правил въезда (прохода) в погранзону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных
средств в ней. Придется заплатить от 500 до 1 000 руб. (ранее - от 100 до 500 руб.). Если такие деяния совершены иностранцем или апатридом, то "прибавят" административное выдворение за пределы России. Ужесточены санкции за нарушение погранрежима в территориальном море и во внутренних морских водах. Уточнен порядок рассмотрения дел. Изменения в другие законы носят технический характер и приводят терминологию в соответствие с законодательством.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 445-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и внесении изменения в статью 6.3 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" Реализация добытого в рамках промышленного рыболовства и
эксплуатация водохранилищ: что изменится? Скорректированы Законы о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов и о введении в действие Водного кодекса РФ. Из Закона о рыболовстве исключена норма о том, что уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) в рамках промышленного рыболовства, и произведенной из них рыбной и иной продукции можно реализовывать на организованных торгах в случаях и в порядке, установленных Правительством РФ. Закон о
введении предусматривает, что до утверждения правил использования водохранилищ, но не позднее чем до 01.01.2015 допускается применять правила эксплуатации водохранилищ, разработанные и утвержденные до введения Кодекса в действие. Поправками упоминание о конкретном сроке (не позднее чем до 01.01.2015) исключено. Поправки вступают в силу со дня официального опубликования.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 444-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" Перечень структурных единиц системы профсоюзов расширят. Скорректирован Закон о профсоюзах. Поправками расширен перечень структурных единиц профсоюзной иерархии. В
частности, установлено, что в структуре первичной профсоюзной
организации могут образовываться цеховые профсоюзные организации, профсоюзные группы или иные структурные подразделения. Также исключена возможность толковать нормы Закона как устанавливающие исчерпывающий перечень указанных структурных единиц.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 443-ФЗ "О внесении изменений в
Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей" Вводится конкурсное замещение отдельных должностей научных работников. Поправки касаются регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций и их заместителей. Установлен
единый подход к назначению на должности научных работников, включая руководителей научных подразделений (лабораторий) во всех научных организациях. Так, отдельные должности научных работников замещаются на конкурсной основе. Перечень таких должностей и порядок проведения конкурса устанавливает Минобрнауки России по согласованию с Минтрудом России. Для научных работников, трудовой договор с которыми заключен на неопределенный срок, вводится обязательная периодическая аттестация
(не чаще 1 раза в 2 года и не реже 1 раза в 5 лет). Установлен предельный возраст для замещения должностей руководителей и заместителей руководителей государственных и муниципальных научных организаций - 65 лет. Предусмотрена возможность продлить срок пребывания в указанных должностях до достижения 70 лет. Также предусмотрены особенности замещения должностей заместителей руководителя научной организации. Трудовой договор с ними заключается на
срок, не превышающий срока полномочий руководителя научной организации. Кроме того, в государственных или муниципальных научных организациях можно учреждать должность руководителя научного направления и (или) научного руководителя организации. Замещающие эти должности лица обеспечивают формирование приоритетных направлений и (или) тематики научных исследований в организации. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г. Трудовые договоры с руководителями и их заместителями,
которые достигли 65 лет или достигнут этого возраста в ближайшие 3 года, сохраняют действие до истечения установленных в них сроков, но не более чем до 1 января 2018 г.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 442-ФЗ "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Уточнены гарантии права на труд детей-сирот. Поправки касаются дополнительных гарантий права на труд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Они носят юридико-технический характер и направлены на приведение используемой терминологии в соответствие с новым Законом об образовании. Уточнено, что органы службы занятости направляют для прохождения профессионального
обучения или получения дополнительного профессионального образования, организовывают трудоустройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Речь идет об ищущих работу впервые и зарегистрированных в качестве безработных.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 441-ФЗ
"О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О судебных приставах" Будущих судебных приставов решено тестировать на алкогольную и наркотическую зависимость. Введены дополнительные требования к лицу, назначаемому на должность судебного пристава. Будут проводиться психофизиологическое исследование, тестирование на предмет употребления наркотических и психотропных веществ, наличия алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости.
Перечень должностей и порядок проведения процедур установит Минюст России.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 440-ФЗ "О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" Расширен перечень видов деятельности социально ориентированных
НКО. Речь идет о социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов; о медицинской и социальной реабилитации, о социальной и трудовой реинтеграции лиц, незаконно потребляющих наркотические или психотропные вещества. Напомним, что упомянутые НКО могут получать различную поддержку госорганов и органов местного самоуправления. Чем еще могут заниматься социально ориентированные НКО?
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" Отдельных сотрудников СК РФ за большинство административных правонарушений будут привлекать только к дисциплинарной
ответственности. В
настоящее время военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие спецзвания сотрудники ОВД, УИС, ГПС, госнаркоконтроля и таможенных органов за большинство административных правонарушений несут только дисциплинарную ответственность. Перечень указанных категорий граждан дополнен сотрудниками Следственного комитета РФ, имеющими спецзвания. Дела об административных правонарушениях, за совершение которых сотрудники Следственного комитета РФ привлекаются к административной
ответственности на общих основаниях, рассматриваются судьями районных судов. При этом к ним запрещено применять административный арест и обязательные работы.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 438-ФЗ "О внесении изменений в статьи 23.48 и 23.74 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях" Рассмотрение дел об административных правонарушениях: у ФАС России прибавилось работы. Расширена компетенция ФАС России и ее территориальных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях. К последним отнесено нарушение стороной договора, заключенного не на организованных торгах, порядка и (или) сроков предоставления информации об указанной сделке, в т. ч. передача неполной и (или) недостоверной информации,
а равно ее непредставление. Ранее на это был уполномочен Банк России (определенные должностные лица от его имени).
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 437-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования взыскания
штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения" Добросовестные плательщики штрафов за нарушение ПДД могут рассчитывать на скидку. Для нарушителей правил дорожного движения решено ввести послабление в части уплаты штрафа. Если его погасить не позднее 20 дней с даты вынесения постановления о наложении штрафа, то можно перечислить половину установленной суммы. Однако данное правило распространяется не на все случаи. Среди
исключений - управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, проезд на красный свет (если правонарушение совершено повторно), нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. Если исполнение постановления о штрафе было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими его, то уплачивается вся сумма. Федеральный закон вступает в силу с 1
января 2016 г.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 436-ФЗ "О внесении изменения в статью 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" Увеличены штрафы за нарушение санитарных правил в общепите. Повышены размеры штрафов за совершение одного из административных
нарушений. Речь идет о нарушении санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и др.), в т. ч. при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению. Размер штрафа для должностных лиц и ИП подняли с 2-3 тыс. до 5-10 тыс. руб., для организаций - с 20-30 тыс. до 30-50 тыс. руб. При этом сохранено альтернативное наказание для предпринимателей и юрлиц в
виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 435-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" Судьям будут платить больше. Скорректирован Закон о статусе судей. В
2014-2016 гг. предусматривается поэтапное повышение размеров ежемесячного денежного поощрения. Так, с 01.10.2014 планируется увеличение на 0,3 должностного оклада судьи соответствующего уровня. При этом с 01.10.2015 предусматривается индексация должностных окладов. Одновременно увеличивается ежеквартальное денежное поощрение. Указанные поправки повлекут не только изменение размеров оплаты труда, но и увеличение размеров выходного пособия при увольнении,
ежемесячного пожизненного содержания судьям в отставке, ежемесячной надбавки судьям, имеющим право на получение указанного содержания в полном размере, но продолжающим работать. Поправки вступают в силу со дня официального опубликования.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 434-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях" Расширен круг лиц, подпадающих под административную ответственность за нарушения законодательства о госконтроле. Скорректирован КоАП РФ. Срок давности привлечения к ответственности за нарушения законодательства в области организации и осуществления госконтроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юрлиц и ИП в рамках таких контроля (надзора) увеличен с 2 месяцев
до 1 года. Изменена санкция за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Уточнено, что для должностных лиц это штраф от 2 до 3 тыс. руб либо дисквалификация на срок от 6 месяцев до года. До внесения изменений речь шла только о штрафе. Наказание за нарушение требований законодательства о государственном и муниципальном контроле распространено на должностных
лиц государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 433-ФЗ "О внесении изменения в статью 47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" Присвоение воинского звания научным
работникам: поправки. В настоящее время за особые личные заслуги военнослужащий может получить воинское звание на одну ступень выше звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности, но не выше майора или капитана 3 ранга. А педагогический работник военного учебного заведения с ученой степенью или учетным званием - не выше воинского звания полковника или капитана 1 ранга. Указанные правила, установленные для педагогических работников, распространены на научных
сотрудников.
Федеральный закон от 22.12.2014 № 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" Банкротство: банки теперь должны
подчиняться правилам, установленным для иных компаний, но с особенностями. Внесены масштабные изменения в некоторые акты. Цель - усовершенствовать правовое регулирование финансового оздоровления и ликвидации кредитных организаций. В частности, отдельные нормы Законов о банкротстве кредитных организаций и о дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы до 31 декабря 2014 г. перенесены в Закон о банкротстве. Введен специальный параграф. Оба акта признаны
утратившими силу. Расширены права кредитной организации в период после дня отзыва лицензии и до вступления в силу решения суда о признании несостоятельной (банкротом) или о ее ликвидации. Компания может передавать права (требования) и (или) переводить долг по допущенным к клирингу обязательствам, возникшим из договоров, заключенных за счет клиента (клиентов), а также имущество, являющееся предметом обеспечения исполнения таких обязательств. Обновлены правила
обеспечения финансовой надежности кредитной организации. Введена статья, посвященная субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам). Поправками к Закону о Банке России введена обязанность системно значимых кредитных организаций разрабатывать и представлять в мегарегулятор планы восстановления финансовой устойчивости, а также вносить в них изменения. Агентству по страхованию вкладов предоставлено право участвовать в предупреждении банкротства банка. Речь идет об
оказании финансовой помощи банку или лицам, приобретающим акции (доли в уставном капитале), о взносе в уставный капитал за счет средств корпорации. Банк России должен будет утвердить необходимый план. Еще один способ участия Агентства - в качестве временной администрации. При этом предусмотрено уменьшение размера уставного капитала банка до величины его собственных средств (капитала) или до 1 рубля, о принятии решений о размещении акций и т. д. Закреплен механизм
передачи вкладов и активов проблемного банка в "здоровый". Предусмотрен ряд мер по усилению ответственности руководителей и владельцев банков и минимизации премиальных выплат руководителям проблемных компаний, в отношении которых применяются процедуры финансового оздоровления. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 431-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" Новые меры борьбы с коррупцией. Предусмотрены дополнительные меры противодействия коррупции. Запрет на открытие счетов (вкладов) и хранение наличности в
зарубежных
банках, владение иностранными финансовыми инструментами распространен на госслужащих, сотрудников ЦБ РФ и госкомпаний, участвующих в принятии решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности страны. Запрет не касается сотрудников иностранных представительств госкомпаний. Представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера требуется при поступлении на любую должность госслужбы. Обязанность отчитываться о расходах (как своих, так и
супруги и несовершеннолетних детей) возложена на всех государственных (муниципальных) служащих и сотрудников госкомпаний, обязанных представлять сведения о доходах. Они должны отчитываться о каждой сделке по приобретению недвижимости, транспорта, ценных бумаг, акций, если общая сумма таких сделок превысила общий доход лица и его супруги (супруга) за 3 предыдущих года. Государственным и муниципальным служащим, а также чиновникам запрещено участвовать в управлении
любым хозяйствующим субъектом (кроме потребкооперативов, ТСЖ и профсоюзов). Такие меры взыскания, как замечания и выговоры, применяются к госслужащим (включая сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих) при малозначительности совершенного коррупционного правонарушения и только на основании рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных госслужащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии). Устанавливается особый порядок
наложения взысканий за коррупционные правонарушения на сотрудников ОВД. Предусмотрено безусловное увольнение сотрудников ОВД в случае утраты доверия к ним. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 430-ФЗ "О внесении изменений
в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 14.1.1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" За организацию подпольных казино уголовная ответственность грозит независимо от извлечения дохода. Усилена ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр. Из данного состава преступления исключен такой признак, как обязательное извлечение дохода в крупном размере (более 1,5 млн руб.). Дело в том,
что на практике доказать образование указанного размера дохода от преступной деятельности проблематично. Выручка накапливается организаторами незаконных азартных игр в течение определенного периода времени и затем изымается с места совершения противоправного деяния, что позволяет в большинстве случаев избежать уголовной ответственности. В связи с этим состав данного преступления сделан формальным. Это позволит привлекать к уголовной ответственности
независимо от извлечения дохода. Получение дохода в крупном размере, а также совершение деяния группой лиц по предварительному сговору рассматриваются в качестве квалифицирующих признаков, влекущих более строгую ответственность (в том числе лишение свободы до 4 лет). Извлечение дохода в особо крупном размере, совершение деяния организованной группой или лицом с использованием своего служебного положения отнесены к особо квалифицирующим признакам. При их наличии наказание может выражаться
в штрафе до 1,5 млн руб. либо лишении свободы на срок до 6 лет. Чтобы исключить конкуренцию норм уголовного и административного права, уточнено, что к административной ответственности за организацию и проведение азартных игр вне игорной зоны привлекаются лишь организации. Для граждан и должностных лиц наступает уголовная ответственность. Также усилена административная ответственность за организацию и проведение азартных игр в букмекерских конторах и
тотализаторах без лицензии или с грубым нарушением условий лицензии.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 429-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" Что нового в сфере лекарственного обращения? Скорректирован Закон об обращении лекарственных
средств. В частности, уточнен понятийный аппарат. Введены новые термины: дозировка, терапевтическая эквивалентность, фармакопейный стандартный образец, фармаконадзор и др. Дано определение орфанным, биологическим, биотехнологическим, генотерапевтическим, референтным, биоаналоговым (биоподобным) и взаимозаменяемым лекарственным препаратам. Соответствующие федеральные органы исполнительной власти наделены дополнительными полномочиями, в т. ч. по ведению
реестров фармакопейных стандартных образцов и типовых инструкций по медицинскому применению взаимозаменяемых лекарственных препаратов. Помимо этого, они должны утвердить правила надлежащей практики в следующих сферах: лабораторная, клиническая, производственная, аптечная, дистрибьюторская, хранение и перевозка лекарственных препаратов, фармаконадзор. Также им предстоит определить порядок рационального выбора наименований препаратов. Предписано закрывать в досудебном порядке сайты,
содержащие информацию о розничной продаже, доставке и (или) передаче физлицу дистанционным способом лекарственных препаратов. Исключения устанавливаются Правительством РФ. До 160 рабочих дней сокращена максимальная продолжительность госрегистрации лекарственного препарата. Ранее это занимало не более 210 рабочих дней, причем сюда не включалось время, затраченное на проведение клинического исследования препарата. Уполномоченный госорган осуществляет на платной
основе научное консультирование заинтересованных лиц по вопросам, связанным с проведением доклинических и клинических исследований препаратов, экспертизы качества лекарственных средств, эффективности и безопасности, госрегистрации препаратов. Установлены особенности госрегистрации орфанных препаратов. Отметим, что последние предназначены исключительно для диагностики и патогенетического лечения редких заболеваний. Предусматривается ускоренная процедура экспертизы таких препаратов.
Разрешено представлять результаты их доклинических и клинических исследований, которые выполнены за рубежом. Отменены положения, касающиеся этической экспертизы. Пересмотрен состав регистрационного досье на лекарственный препарат. Прописан порядок определения взаимозаменяемости лекарственных препаратов. Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2015 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 428-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации" За выплату ряда сумм пострадавшим от радиации будут отвечать
регионы. Скорректированы Законы о соцзащите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, аварии 1957 г. на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. С 01.01.2015 регионам передается полномочие по выплате части соответствующих компенсаций, пособий и иных выплат (кроме компенсаций и других выплат, предоставляемых военнослужащим и лицам, приравненным к ним,
пенсионерам из их числа и гражданскому персоналу органов власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба). В частности, это касается дополнительного оплачиваемого отпуска, ежемесячной компенсации на питание ребенка, пособия на погребение, среднего заработка, ежемесячной денежной компенсации. На эти цели из федерального бюджета будут выделяться субвенции. Поправки обусловлены тем, что существующая практика предоставления Минфином России выплат через территориальные
органы Федерального казначейства не соответствует функциям данных органов власти. Поправки вступают в силу с 01.01.2015.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 427-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" Пересмотрены
требования к кандидатам на должности прокуроров. Цель принятых поправок - привести Закон о прокуратуре РФ в соответствие с поправкой к Конституции РФ, принятой в феврале 2014 г. Так, в законе прописано следующее. Совет Федерации назначает по представлению Президента РФ не только Генерального прокурора РФ, но и его заместителей. Глава государства назначает прокуроров регионов по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с регионами. Президент РФ назначает и
всех иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним. Последних назначает Генеральный прокурор РФ. Пересмотрен возрастной ценз для замещения должности прокурора города, района или приравненного к нему - не моложе 27 лет (в настоящее время - 25 лет и старше). Генпрокурором или его заместителем может стать лицо, достигшее 35 лет. Уточнены требования к стажу работы для замещения прокурорских должностей. В частности, чтобы
занять должность прокурора субъекта Федерации, нужно отработать не менее 7 лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов. Ранее - не менее 5 лет в качестве прокурора или следователя. Также определяются особенности наложения дисциплинарных взысканий на некоторых прокуроров.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 426-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах" Список участников и инвалидов ВОВ расширили. Ранее закон относил к инвалидам ВОВ в том числе лиц, привлекавшихся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники,
разминированию территорий и объектов в период с февраля 1944 г. по декабрь 1951 г. и
ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период. Данная норма была признана Конституционным Судом РФ (постановление от 6 февраля 2014 г. N 2-П) не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой не позволяла относить к инвалидам ВОВ лиц, привлекавшихся к указанной деятельности с 22 июня 1941 г. по февраль 1944 г. В связи с этим перечень инвалидов ВОВ дополнен лицами, привлекавшимися к вышеуказанной деятельности в период с 22 июня 1941 г. по
февраль 1944 г. Также в состав участников ВОВ включены лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. Ранее статус участников ВОВ имели лица, привлекавшиеся к названной деятельности лишь в период с 1 февраля 1944 г. по 9 мая 1945 г.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 425-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" Привлечение работников из одних регионов в другие:
поправки к законодательству. Скорректирован Закон о занятости населения. Поправки касаются повышения мобильности трудовых ресурсов. Предусмотрено, что Правительство РФ вправе утверждать перечень регионов, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным. Регионы при этом смогут разрабатывать и реализовывать программы повышения мобильности трудовых ресурсов, предусматривающие создание условий для привлечения трудовых ресурсов
регионов, не включенных в перечень. Программа разрабатывается с учетом реализации в регионе инвестиционных проектов и заключенных с работодателями соглашений об участии в программе. Правительство РФ установит правила предоставления регионам, включенным в перечень, субсидий на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на повышение мобильности трудовых ресурсов. В соглашении прописываются меры поддержки, включая выплаты, предоставляемые работодателем гражданину,
привлекаемому с целью трудоустройства из другого региона. Введена статья об информационно-аналитической системе Общероссийской базы вакансий "Работа в России". Она будет содержать сведения о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, актуальных свободных рабочих местах и вакантных должностях, гражданах, ищущих работу. Поправки вступают в силу с 01.01.2015.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 424-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" Уточнены общие правила страхования в сельском хозяйстве. Поправками, в частности, снижен
порог гибели урожая, при котором случай признается страховым. Ранее страховое возмещение выплачивалось при снижении урожая на 30% (против плана). Для многолетних насаждений - более чем на 40%. Этот порог уменьшен до 20% и до 30% соответственно. Расширен список страховых рисков. Включены наводнение, паводок, оползень. Если при осуществлении с/х страхования разница между доходами и расходами страховщика за I квартал, полугодие, 9 месяцев,
календарный год (отчетный период) превысит 5%, то соответствующая сумма должна будет направляться на формирование страхового резерва для компенсации затрат на будущие выплаты (стабилизационный резерв). Процедура совершается до достижения величины, равной 3-кратному размеру максимальной за последние 10 лет годовой страховой премии. Пересмотрены сроки составления плана с/х страхования. Он должен быть утвержден не позднее 31 июля (ранее - не позднее 30 апреля). Уточнено правовое положение
объединения страховщиков. Что касается заключения договора страхования, то он может предусматривать установление безусловной франшизы. В отношении риска утраты (гибели) животных - безусловной или агрегатной безусловной. Ее размер не может превышать 30% страховой суммы в отношении каждой с/х культуры, группы многолетних насаждений, вида, пола, возрастного состава животных. Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после его официального
опубликования, за исключением отдельных положений.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 423-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" Особая экономическая зона в Магаданской области просуществует до конца 2025 г. Внесены изменения в
Закон об Особой экономической зоне (ОЭЗ) в Магаданской области. Срок функционирования ОЭЗ продлен до 31 декабря 2025 г. Прописан порядок заключения, изменения и прекращения действия соглашения об осуществлении деятельности на территории ОЭЗ. Ранее он регулировался законом Магаданской области. Заявку на заключение соглашения и бизнес-план его реализации теперь рассматривает федеральный орган, уполномоченный Правительством РФ. При положительном
решении администрация ОЭЗ подписывает соглашение. Согласно поправкам участниками ОЭЗ не могут быть кредитные и страховые организации, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг. Участников ОЭЗ обязали осуществлять инвестиции и (или) капвложения в целях создания и развития инфраструктурных проектов, развития производства и (или) реализации мероприятий по обеспечению социальной стабильности в регионе. Перечислены виды деятельности, которые нельзя осуществлять в рамках
соглашения. Это добыча сырой нефти и природного газа, предоставление услуг в данных областях. Производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов). Оптовая и розничная торговля. Оказание бытовых услуг. Производство и техобслуживание вооружения, военной и специальной техники. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены
иные сроки.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения
Севастополя" Об интеграции крымчан в российскую систему соцзащиты. Принят Закон об особенностях предоставлением мер соцзащиты (поддержки), а также выплат по обязательному соцстрахованию отдельным категориям лиц, проживающих в Крыму. Речь идет о гражданах России, иностранцах и апатридах, которые постоянно проживали по состоянию на 18 марта 2014 г. на территориях Республики Крым или г. Севастополя. Закреплено, что права
указанных лиц на меры соцзащиты (поддержки) в натуральной или денежной форме, а также на получение выплат по ОСС реализуются по российским правилам с 1 января 2015 г., за некоторым исключением. Специальное правовое регулирование предусматривается для Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы и членов их семей, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Трудовой Славы. Установлен объем льгот жертвам политических репрессий и реабилитированным лицам.
Урегулированы вопросы оказания соцподдержки ветеранам войны и членам их семей, военнослужащим, почетным донорам, лицам, пострадавшим от радиационных аварий, и др. Приведены особенности правового регулирования отношений по ОСС на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. С 1 января 2015 г. медико-социальная экспертиза граждан будет проводиться в соответствии с Законом о
соцзащите инвалидов в России. Инвалидность, полученная до 31 декабря 2014 г., сохраняется и дает право на получение российских льгот до проведения очередного переосвидетельствования в соответствии с законодательством нашей страны. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный
закон от 22 декабря 2014 г. N 420-ФЗ "О ратификации Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года" Армения стала членом ЕАЭС. Ратифицирован Договор о присоединении Армении к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. Договор о присоединении подписан 10 октября 2014 г. Он определяет условия присоединения Армении к ЕАЭС. В частности, они касаются назначения членов коллегии
ЕАЭС от Армении, зачисления и распределения ввозных таможенных и иных пошлин, особенностей совершения таможенных операций, членства Армении в ВТО, техрегулирования, взимания косвенных налогов и др. Договор содержит перечень международных соглашений, к которым присоединяется Армения, а также изменений в них и Договор о ЕАЭС. Установлены особенности перемещения товаров и транспортных средств с таможенной территории Союза (на нее) через иностранные государства. Определен перечень
товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Армения применяет ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок ЕТТ ЕАЭС.
Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. N 1386 "О порядке выплаты
пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации" О выплате пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за границу. Утверждено Положение о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за границу. Оно касается страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней. Пенсия выплачивается гражданам на территории России на основании поданного ими или их
представителями заявления о выезде за границу (форма приводится). Нему прилагаются или представляются в дальнейшем справка, подтверждающая ПМЖ за границей, а также справка о выполнении (невыполнении) там оплачиваемой работы. Заявление может быть подано не ранее чем за 1 месяц до дня выезда непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение гражданина на территории России. Постановление Правительства РФ об утверждении Положения о
порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за границу, признано утратившим силу. Постановление вступает в силу с 01.01.2015.
Письмо ФНС России (Федеральная налоговая служба) от 23.12.2014 № ГД-4-3-26095@ Заявление на получение патента можно
представить по старой или в произвольной форме. ФНС России наделена полномочием устанавливать форму заявления на получение патента. В связи с этим старая рекомендуемая форма заявления утратила силу. Однако по настоящее время форма заявления не утверждена. ФНС России приводит новую рекомендуемую форму заявления (N 26.5-1). Если заявление представлено по старой или в произвольной форме, но в нем имеются необходимые для исчисления налога по ПСН
сведения, налоговики обязаны выдать патент в установленном порядке. Данное правило действует до утверждения формы заявления.
В 2013 году страховые взносы для самозанятых граждан были
повышены в два раза – это привело к значительному ухудшению экономического климата в стране и резкому сокращению числа индивидуальных предпринимателей (ИП). После этого в 2014 году размер страховых взносов во внебюджетные фонды для этой категории плательщиков вернулся к прежним значениям. Однако при очевидных для предпринимательской активности плюсах такого решения законодателя есть и неизбежные минусы, главный из которых – в будущем данную категорию граждан без накопительной части пенсии ждет неизбежно
низкая трудовая пенсия. Сегодня мы расскажем о том, как будут отличаться при равном годовом доходе страховые взносы в ПФР у наемных работников и ИП и как самозанятые граждане могут распорядиться накопительной частью пенсии, чтобы накопить на достойную старость.
Вопросы и ответы Правового консалтинга: Бухучет и отчетность, 23 декабря 2014
Настроить параметры получения рассылки Вы можете, посетив раздел "Рассылки" в настройках Вашей личной страницы. Реклама в рассылке: adv@garant.ru. Письмо в редакцию: editor@garant.ru.