Получите Сертификат от разработчика - подтверждение Вашего профессионализма!
Дистанционное тестирование на знание системы ГАРАНТ для зарегистрированных пользователей (подробности на www.garant.ru)
Экспресс-мониторинг федерального
законодательства от 16 ноября 2004
Заявителями оспаривалась конституционность положений
упомянутых законов Республики Татарстан, в соответствии с которыми татарский и
русский языки, как государственные языки республики Татарстан, изучаются в
дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, средних и средних
специальных учебных заведениях в равных объемах. На основании указанной нормы
органы образования Республики Татарстан выпустили соответствующие учебные планы,
которые обязывают учащихся общеобразовательных учебных заведений с русским
языком обучения изучать татарский язык в большом объеме, в связи с чем при
соблюдении установленных максимальной учебной нагрузки и обязательного минимума
содержания основных образовательных программ для таких учащихся ограничивается
возможность углубленного изучения иных предметов учебного плана, а также
освоения дисциплин по выбору.
Кроме того, оспаривалась конституционность
п. 6 ст. 3 Закона РФ "О языках народов Российской Федерации", согласно которому
алфавиты государственного языка РФ и государственных языков республик в составе
РФ строятся на графической основе кириллицы, а иные графические основы алфавитов
государственного языка РФ и субъектов могут устанавливаться федеральными
законами.
Конституционный Суд пояснил, что вопросы правового статуса
государственных языков республик затрагивают права как граждан - носителей
соответствующего языка республики, так и граждан, проживающих на территории
республики и не владеющих этим языком. Регулирование прав и свобод человека,
включая права в языковой сфере, и установление основ федеральной политики в
области культурного и национального развития РФ, в том числе основ языковой
политики, относятся Конституцией РФ к предметам ведения РФ, а вопросы защиты
прав и свобод человека и общие вопросы образования, культуры и языка как их
компонентов - к совместному ведению РФ и ее субъектов. В соответствии с этим
федеральный законодатель вправе устанавливать основы правового регулирования
языков народов РФ.
В целях обеспечения на территории Республики Татарстан
использования татарского языка во всех сферах официальных отношений законодатель
Республики Татарстан вправе предусмотреть его изучение как государственного в
Республике Татарстан при получении основного общего образования. Однако его
изучение как обязательной учебной дисциплины должно осуществляться при строгом
соблюдении федеральных государственных образовательных стандартов, то есть не в
ущерб федеральному компоненту и компоненту образовательного учреждения, и не
может препятствовать реализации права учащихся на углубленное изучение иных
предметов учебного плана, дисциплин по выбору,
факультативов.
Конституционный Суд подчеркнул, что запрет республикам РФ
самостоятельно изменять графическую основу своего государственного языка
согласуется с конституционными принципами федеративного устройства, прежде всего
с принципом государственной целостности.
Исходя из изложенного,
Конституционный Суд признал оспариваемые положения законов Республики Татарстан
и закона РФ не противоречащими Конституции РФ.
Постановление вступило в
силу немедленно после провозглашения.
Изменениями увеличены доходная (с 2742850,4 млн. руб. до
3273844,6 млн. руб.) и расходная (с 2659447,0 млн. руб. до 2768085,8 млн. руб.)
части бюджета. Прогнозируемый объем валового внутреннего продукта увеличен с
15300 млрд. руб. до 16130 млрд. руб. Уровень инфляции остается без изменений -
10% (декабрь 2004 г. к декабрю 2003 г.). Превышение доходов над расходами
федерального бюджета составляет 505758,8 млн. руб. (ранее - 83403,4 млн. руб.),
при этом исключается положение о том, что указанная сумма направляется на
образование Стабилизационного фонда РФ.
Ключевые изменения осуществлены
по следующим разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ:
международная деятельность, национальная оборона, правоохранительная
деятельность и обеспечение безопасности государства, предупреждение и ликвидация
последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, сельское хозяйство и
рыболовство, культура, искусство и кинематография, средства массовой информации,
здравоохранение, финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы, дорожное
хозяйство.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Изменения вносятся в постановление, устанавливающее
дополнительные ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений в
отдельные классы активов и определяющее максимальную долю отдельных классов
активов в инвестиционном портфеле. В частности, устанавливаются особенности
совершения сделок, связанных с инвестированием средств пенсионных накоплений в
облигации внешних облигационных займов РФ.
Изменениями, вступающими в силу с 1 января 2005 г.
устанавливается, что ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое
имущество и сделок с ним осуществляется Росрегистрацией и ее территориальными
органами. Росрегистрация осуществляет регистрацию прав, ограничений
(обременений) прав на предприятия как имущественные комплексы, объекты
недвижимого имущества, расположенные на территории более одного регистрационного
округа, и сделок с ними, а ее территориальные органы - регистрацию прав,
ограничений (обременений) прав на иные объекты недвижимого
имущества.
Государственная регистрация сделки в отношении недвижимого
имущества, а также права собственности или иного вещного права, возникшего на
основании сделки, удостоверяется штампом регистрационной надписи на документах,
проставляемом на оригинале документа, выражающего содержание сделки. При
государственной регистрации сделки на штампе регистрационной надписи на
документах после слов: "Произведена государственная регистрация" указывается вид
зарегистрированной сделки, проставляются дата государственной регистрации и
номер, под которым сделка зарегистрирована в Едином государственном реестре
прав.
Кроме того, Росрегистрация и ее территориальные органы осуществляют
принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого
имущества.
Перечисляются акты Правительства РФ по вопросам
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
утрачивающие силу с 1 января 2005 г.
Устанавливается, что ставка вывозной таможенной пошлины
на массу из древесины или из других волокнистых целлюлозных материалов, бумагу и
картон, регенерированные из отходов и макулатуры (коды ТН ВЭД 4701 00 - 4707) в
размере 10% от таможенной стоимости, не применяется в отношении целлюлозы
древесной, сульфитной, кроме растворимых сортов, полубеленой или беленой, из
хвойных пород (код ТН ВЭД 4704 21 000 0).
Постановление вступает в силу
по истечении одного месяца со дня его официального
опубликования.