Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Читайте в Бюллетене ЕСПЧ №4/2011.


Бюллетень Европейского Суда по правам человека

Российское издание

Полный и без купюр русскоязычный вариант официального ежемесячного вестника Европейского Суда по правам человека, представляющего собой краткое изложение всех постановлений и решений, а также наиболее важных процессуальных действий Суда в Страсбурге. В журнале публикуются полные тексты постановлений Суда по жалобам против России.

Редакционная: необходимые пояснения и краткие замечания

Жан-Поль Коста: призываю национальные власти и заявителей всесторонне с нами сотрудничать

То, что Европейский Суд по правам человека (далее – Европейский Суд) перегружен, очевидно. Его статистика за 2010 год (более подробно о ней – в нашем Бюллетене №3/2011) выявила тревожный парадокс: чем больше жалоб разрешает Европейский Суд, тем больше жалоб ожидают там своего рассмотрения. Но есть одна проблема, разрешение которой требует особой срочности и не зависит от трудоспособности страсбургских судей, – это обеспечительные судебные меры, предусмотренные правилом 39 Регламента Европейского Суда.

Тревога Ж.-П. Косты вызвана беспрецедентным ростом жалоб по делам об иммиграции и предоставлении убежища, которые в большинстве случаев требуют срочных обеспечительных судебных мер. Именно по этому поводу Председатель Европейского Суда Жан-Поль Коста сделал специальное заявление (перевод Н.В. Прусаковой):

«В период с 2006 по 2010 год Европейский Суд столкнулся с ростом в более чем 40 раз числа запросов о неотложных мерах, поступающих в соответствии с правилом 39 Регламента Суда. В 2006 году в Суд поступило 112 запросов. К 2010 году их число возросло до 4786 (это общая статистика, касающаяся применения Правила 39 только в отношении дел об иммиграции. Прим. переводчика).

В частности, в период с октября 2010 года по январь 2011 года Суд получил около 2 500 запросов о неотложных мерах, касающихся высылки граждан одного конкретного государства, из них 1 930 – это запросы в отношении Швеции. Подавляющее большинство этих запросов были неполными, без предоставления конкретной информации и документов, которые позволили бы Европейскому Суду провести надлежащую оценку риска, сопряженного с высылкой. Кроме того, в 2010 году более 2 000 запросов было сделано в отношении Великобритании, 400 – в отношении Нидерландов и более 300 – в отношении Франции.

В условиях такого наплыва заявлений Европейский Суд зачастую не в состоянии непосредственно связаться с заявителем с просьбой о предоставлении недостающих документов. Из-за недостатка информации о предполагаемой дате высылки Европейскому Суду достаточно сложно бывает определить, какие конкретно жалобы должны быть рассмотрены в первую очередь.

Но что более тревожно, так это возникновение риска того, что не будут рассмотрены вовремя дела небольшого числа заявителей, которые стоят перед реальной угрозой причинения смерти и страданий, и их высылка не будет предотвращена.

Более того, в силу необходимости срочного рассмотрения таких заявлений при ограниченных человеческих ресурсах у Европейского Суда и Секретариата могут возникнуть трудности с исполнением иных обязанностей, возложенных на них Конвенцией.

Следует подчеркнуть, что согласно своей практике Европейский Суд вправе требовать от соответствующего государства не осуществлять депортацию, экстрадицию или высылку лишь в случае, если после рассмотрения предоставленных материалов он сочтет, что в случае высылки заявитель подвергнется реальному риску причинения серьезного и неотвратимого вреда. В этом случает требование Европейского Суда обладает обязательной юридической силой.

Однако Европейский Суд не является судом апелляционной инстанции в отношении национальных судов по делам иммиграции и предоставления убежища, точно так же как и для уголовных судов. В случаях, когда соответствующие внутригосударственные органы, рассматривающие дела об иммиграции и предоставлении убежища, произвели надлежащую оценку риска и действуют справедливо, соблюдая права человека, вмешательство Европейского Суда является исключительной мерой.

Если мы хотим, чтобы Европейский Суд исполнял должным образом свою собственную роль в этом вопросе, национальные власти и заявители должны всесторонне с ним сотрудничать. В частности, крайне важно, чтобы:

lзаявители и их представители соблюдали Практическую инструкцию по запросам о неотложных (обеспечительных) мерах. В частности, запрос должен быть отправлен заблаговременно (с учетом предполагаемой даты высылки), с указанием имени, исчерпывающим обоснованием; к запросу должны быть приложены все необходимые документы, включая решения соответствующих национальных органов и судебные постановления. Для соблюдения установленного порядка требуется также юридическое представительство; и широкое распространение образцов жалоб для заявителей не является его заменой и не должно таковой считаться. Следует подчеркнуть, что несоблюдение порядка, установленного Практической инструкцией, может повлечь за собой отказ в рассмотрении запроса Судом;

lгосударства-участники Конвенции должны разработать механизм отсрочки исполнения решений о высылке, который бы был справедливым и действенным, соответствовал бы практике Европейского Суда и обеспечивал своевременное и надлежащее рассмотрение вопроса о возможном риске. Во время рассмотрения вопроса о безопасности возвращения заявителя в конкретную страну в национальных судах или в Европейском Суде по правам человека высылка должны быть приостановлена. В случае если Европейский Суд, в соответствии с Правилом 39, требует воздержаться от высылки, это требование должно быть исполнено».

Оставим это заявление Ж.-П. Косты без комментариев, потому что, слава Богу, России в «черном списке» Председателя Европейского Суда на этот раз нет.


Приглашаем оформить подписку на Бюллетень Европейского Суда по правам человека
Телефоны издательства: (495) 699-6500, (495) 506-8327.
http://www.sudprecedent.ru/
info@sudprecedent.ru
Можно оформить в почтовом отделении по каталогам:
1.  <<РОСПЕЧАТЬ>> индекс 85160;
2.  <<Пресса России>> индекс 44897;
3.  <<Почта России>> индекс 61945;
и в альтернативных подписных агентствах.

В избранное