Конечно, в обучение азам не входит обучение разным типам слога, однако малышам вполне по силам изучение правила открытого и закрытого слога на простых примерах.
Я обычно не обучаю их самим терминам, так как на этом этапе, как мне кажется, это является совершенно лишней для малышей информацией.
До изучения этого правила мои ученики знакомы только с чтением гласных в закрытом слоге. Чтение звука, обозначаемого гласной в открытом слоге, подается как принципиально новый способ чтения гласных.
Начните с чтения одной гласной буквы, убедитесь, что малыш понял принцип, и только затем переходите к другим буквам. В качестве этой первой буквы я практически всегда выбираю букву "i", так как она не похожа на русские буквы, и так как между разными вариантами чтения этой буквы существенная разница. Это помогает ребенку не запутаться в новых для него правилах.
Объяснить детям правило чтения открытого слога довольно просто. Им надо знать несколько простых исходных условий чтения. Однако, как и во всех остальных случаях, постарайтесь не просто объяснить ребенку это правило, а попросить его самого увидеть логику в чтении слов с открытым и закрытым слогом.
Итак, ребенок уже знает, что эта буква обозначает короткий звук [и]. Теперь осталось только ввести два понятия: о немой букве "e" и о том, что буква может читаться так же, как она называется в алфавите. Здесь-то ребенку и потребуется четкое знание алфавита.
Дети обычно довольно быстро запоминают условия этого правила: «если на конце слова есть немая "e", то гласная буква перед согласной читается…» А вот следствие ребенку запомнить сложно. Даже если он хорошо помнит, что буква может обозначать два звука, он может забывать, когда именно буква обозначает один звук, а когда – другой. Для того чтобы помочь ребенку запомнить принцип чтения, важно найти образное запоминающееся объяснение. Я обычно сравниваю «обычное» чтение буквы и чтение той же буквы в слове с
немой "e" с «детским» и «взрослым», полным, именем человека: «Обычно буква "i" обозначает звук [и]. А если в конце слова есть немая "e", буква "i" обозначает такой звук, каким она называется в алфавите. Тебя обычно зовут Саша, а когда ты вырастешь, тебя будут называть Александр, потому что это твое полное имя»; «Немая буква "e" на конце слова стоит не просто так, а специально для того, чтобы гласная буква в середине слова читалась «по-взрослому»; «Если на конце стоит немая "e", буква в середине слова
так начинает важничать, что читается так, как называется в алфавите».
If we can't as we would, we must do as we can. Если мы не умеем сделать, как нам хочется, надо делать как можется.
If wishes were horses, beggars might ride. Если бы желания были лошадьми, нищие
могли бы ездить верхом. Кабы сивому коню черную гриву, был бы буланый.
If you throw mud enough, some of it will stick. Если человека обольешь грязью в
достаточной степени, что-нибудь да пристанет. (Девиз клеветников). Клевета как уголь: не обожжет, так замарает.
If you want a thing well done, do it yourself. Если хочешь, чтобы дело было сделано
хорошо, делай его сам. Свой глаз алмаз.
It is a good horse that never stumbles. Хороша та лошадь, которая никогда не
спотыкается. Смысл: не бывает лошади, которая иногда бы не спотыкалась. Конь о четырех ногах, и тот спотыкается.