Объект – это то, на что направлено действие. В русском языке объектом является дополнение. В следующих примерах объектом будет являться слово kukka:
Liisaostaakukan.
Liisa ostaa kukat.
В первом случае объект в единственном числе, во втором – во множественном. Объект употребляется либо в akkusatiivi, либо в partitiivi.
Akkusatiivi
Akkusatiiviединственного числа совпадает с Genetiivi, а множественного числа – с Nominatiivi. Akkusatiiviиспользуется в случае завершенности действия.
Liisa ostaa kukan. – Лиисакупитцветок. (завершенное действие)
Liisa ostaa kukat. – Лиисакупитцветы. (имеется в виду, что она купит все цветы, например, все цветы в каком-то магазине)
Juonlasinviiniä (целый стакан, полностью) – обратите внимание, что вещественное существительное остается в partitiivi!
Но: Liisaostaakukkaa. – Лииса будет покупать цветок. (завершение действия не обозначено)
Упражнение2: поставьте объект в нужную форму, согласно образцу.
Pekka Tunnetko Pekan? Etkö tunne Pekkaa?
Matti / Seppo / Markus / herra Virtanen / rouva Lahti / professori Päivi Setälä / tuo nainen / tämä mies / tuo lapsi / tämä kaupunki / tuo laulu / minä
Объект ставится в partitiivi, когда речь идет о неисчисляемых существительных, например, веществах или материалах, а также, когда процесс незавершен:
Liisaostaamaitoa (лишь определенное количество молока, не все молоко мира)
Liisalukeekirjaa(читает, но еще не прочла; в процессе)
Partitiiviтакже всегда употребляется в отрицательных предложениях:
Liisa ei osta kukkaa.
Если перед существительным идет числительное, то оно также ставится в nominatiivi, за исключением yksi:
Liisa syö yhden omenan.
Но: Liisa syö kaksi omenaa.
Упражнение1: поставьте слова, указанные в скобках, в нужную форму.
Tunnen (tämä kaupunki) ________________ oikein hyvin.
Näetkö (tuo korkea rakennus) _______________?
Muistatko sen (nimi) _______________?
Jos katsot tuonnepäin, näet (meri)________________.
Muistatko vielä (se saari) ________________, jolla kerran kävimme?
Varmasti muistat (Heikki) ________________, joka vei meidät sinne moottoriveneellä.
Minä tunsin (hän) _______________ jo silloin, kun hän oli vielä koulussa. Mutta unohdin Heikin veljen (nimi) ______________.
Muistatko sinä (se) ______________?
tuntea (tunne-) – знать
nähdä (näe-) – видеть
korkea – высокий
tuonnepäin – вонтуда
saari (saare-) – остров
kerta – раз
moottorivene – моторнаялодка
unohtaa – забывать
В ряде случаев, когда глагол имеет сильное управление, objektiвсегда будет употребляться в partitiivi. Следующие глаголы имеют сильное управление:
odottaamitä/ketä?
rakastaamitä/ketä?
vihata (ненавидеть) mitä/ketä?
С глаголами opiskellaи puhuaобъект часто употребляется в partitiivi:
Maija odottaa bussia. Bussi on myöhässä. Kotona Pekka odottaa Maijaa.
-Mitä Maija odottaa?
-Bussia.
-Ketä Pekka odottaa?
-Maijaa.
-Ketä Pekka rakastaa?
-Maijaa.
-
Форма Akkusatiiviдля личных местоимений будет выглядеть следующим образом:
minut
meidät
sinut
teidät
hänet
heidät
minkä?
kenet?
-Kuka rakastaa sinua?
-Ei kukaan.
-Ketä sinä rakastat?
-En ketään.
-Mitä sinä rakastat?
-En mitään. En mitään mutta kuin rahaa.
Упражнение3: поставьте слова, указанные в скобках, в нужную форму.
Liisa istuu kotona ja kirjoittaa (kirje) ________________.
Hän kirjöittaa joka päivä (kirje) _________________.
Hän rakastaa (rovaniemeläinen opettaja) _______________.
Hän odottaa (kirje) _______________ joka päivä.
Hän saa (kaunis kirje) _______________ melkein joka päivä.
Hän tuntee (tämä rovaniemeläinen opettaja) ______________ hyvin.
Kun Liisa saa (kirje) _______________, hän lukee (se) ________________ monta kertaa.
Ответы на упражнения данного выпуска Вы также найдете в следующем выпуске рассылки.
В сегодняшнем выпуске были использованы материалы из следующих источников:
Уважаемые подписчики! Если у Вас возникают вопросы, касающиеся грамматики финского языка, или пожелания к содержанию рассылки, пожалуйста, пишите на адрес: finnish-lang@yandex.ru