Я немножко расскажу о себе, а
параллельно будем знакомиться с системой нашей подготовки по данной рассылке.
Часть 2 . Когда я стал преподавателем в сфере
менеджмента
1992 г.
Кандидат наук, старший научный
сотрудник, богатейший опыт организации выполнения НИР и ОКР в качестве
руководителя или зам. руководителя. И даже растет зарплата. Но ... ее "пишут на
бумажечку", но не выдают - мои сверстники из ВПК (который сейчас стал стыдливо
именоваться ОПК) хорошо помнят это время.
В результате я (физик с 16 летним
стажем) стал преподавателем управленческих дисциплин, очно - в академии
госслужбы, по совместительству - в нижегородском инязе, куда окончательно
перешел через год и уже потом "трубил" без малого 10 лет на кафедре
экономики.
Несколько ранее
1. Полезная книга Акоффа.
У Рассела Акоффа, американского спеца по
технике принятии решений (книжка была издана еще в советское время), я
прочитал об эксперименте - когда студенты собрались хорошо учиться и каждый
выбрал для себя предмет, которому обучал других. Эффективность обучения в таком
случае, по крайней мере для "преподавателей", была высока.
2. Независимо от Акоффа подобный
эксперимент провел и я - предложил моим коллегам - комсомольцам активистам -
организовать школу научной организация труда, где мы бы выступили в качестве
преподов. После трех выпусков нашей школы (мне тогда даже дали грамоту ЦК ВЛКСМ)
один из коллег, преподававший скорочтение, сказал так: Недавно купил
книгу по рациональному чтению, но я бы написал лучше. (Что касается меня, то
я читал Тайм-менедмент. Уже тогда была заложена первая основа моей книги по ТМ,
третье издание которой я без ложной скромности называю "моей незащищенной
докторской")
То есть методика освоения нового через
преподавание этого нового другим - весьма эффективна. А уж если нужно сменить
профессию, то это лучший метод.
3. Мой "Гарвард". Это первые годы
преподавания новых для меня дисциплин: менеджмента, маркетинга, стратегического
управления и др. Я преподавал не хуже других, но понимал, что на самом деле
глубоко осваиваю предмет только я сам, как любой преподаватель любого предмета.
1992-1993 г. Первые эксперименты
Первая бизнес-школа была организована
мной при поддержке декана физфака, который я закончил, для выпускников физиков.
Деньги собирались из разных источников - за иностранный язык (препода из иняза)
ребята платили сами, какие-то профкомовские деньги удалось направить на оплату
лекций преподавателям экономических и психологических дисциплин, но все
равно не хватало ровно половину.
И тогда, договорившись с преподами, я
предложил ребятам самим вести практические занятия по курсам, рассказав то, что
написано выше. Они согласились при условии (им было страшновато), что на
каждую дисциплину будет по два студента.
В конце 1,5 лет обучения (когда они уже
получили диплом физиков) наше школа была закрыта, а на мои вопросы ребята
ответили так:
что касается качества практических
занятий, что вели наши коллеги, то оно не хуже, чем если бы вели профи.
Но каждый студент-выпускник выступал еще
и в качестве препода. И здесь они уже отвечали как преподаватели - Да, более
менее, кто у нас учился (то есть другие студенты) предмет знают, но реально его
знаем только мы ...
2000-е годы.
В это время уже была организована наша
бизнес-школа по подготовке управленцев высшей категории - консультантов по
управлению, в частности для корпоративного клиента в Чебоксарах. Например, по
маркетингу, который читался по Котлеру, каждое занятие вели сами слушатели (1-2
занятие каждый). И если сначала им это казалось немного дико, то вскоре
все освоились
Последние годы до 2009 г.: работа с клиентами
Выполняя консультационный проект для
московского или нижегородского клиента по разработке стратегии (главная
специализация нашего ООО), кроме основной работы по стратегии я всегда предлагаю
вести параллельный семинар по общему менеджменту, но, правда, по моей
книге по тайм-менеджменту.
При одном условии - этот семинар
полностью от начала до конца веду не я, а или высший руководитель, либо
назначенный им спец. В результате в конце проекта мы всегда получаем хотя
бы одного, глубоко знающего менеджмент (если конечно нет халтуры,
чего не всегда удается избежать - некоторые Топы могут позволить себе такую
роскошь - не готовиться к занятиям :)
Деловой английский
Как видите, единственным человеком, кто
очень глубоко освоит предмет, это буду я. В то время, как качество
обучения для участников - для Вас, полагаю будет даже выше, чем у
других профи в этом деле.
Потому
вторая рекомендация -
если вы захотите
овладеть деловым английским на моем уровне или выше - ищите для себя
дополнительную аудиторию. А бесполезные траты денег, которые я наблюдал у
состоятельных фирм (найм за счет фирмы преподов английского языка) всегда это
заканчивалось поверхностным усвоением знаний. с последующим очень быстрым
забыванием недавно усвоенного.
А если вы (я обращаюсь к основной аудитории
- высшим руководителям и владельцам бизнеса) хотите не только сэкономить деньги
на организации корпоративного университета, но и получить при этом максимальный
результат - наймите в качестве преподавателей своих же специалистов. Как говорил мой отец - в
последние годы учитель истории в школе рабочей молодежи - "Учитель
отличается от ученика только одним - он знает предмет ... на одну ночь
раньше :)
Часть 3 - мой
английский
С уважением,
директор ООО "КЦ "Русский менеджмент"
к.т.н. Владимир Токарев
тел. (831) 462-95-93,
тел./факс (831) 466-37-06,
Рассылка
Тайм-менеджмент
-Реальная программа обучения тайм-менеджменту. Более того
- это менеджер - тренажер, пройди и стань лучшим! Управление временем.
Управление собой. Управление эмоциями. Тренировка памяти и многое другое.