Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Чешский язык!

  Все выпуски  

Чешский язык!


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

 

Как оказалось, интерес к моей рассылке проявили люди с разным уровнем знания языка, поэтому, начиная с этого выпуска, моя рассылка будет делиться на разделы: «Для начинающих», «Для продолжающих», «Интересное».

Последний раздел будет содержать информацию, как на русском, так и на чешском языках, надеюсь, он будет интересен всем категориям подписчиков.

 

Итак, сегодня в выпуске:

В разделе «Для начинающих» - продолжим заниматься фонетикой, познакомимся с очень важным глаголом для чешского языка – mít, узнаем, как он переводится и употребляется; аналогично употребляются и некоторые другие глаголы, и после сегодняшнего урока, вы сами сможете составить несколько предложений с ними.

 С «Продолжающими» поговорим об особенностях употребления глаголов совершенного и несовершенного вида, и о различиях в их употреблении в чешском и русском языках.

А в разделе «Интересное» вас ждёт информация об одной из главных достопримечательностей Праги – Карловом Мосте – на русском и на чешском языках.

 
«Для начинающих»

Долгие гласные.

Особенностью звуковой системы чешского языка является наличие в нем кратких и долгих гласных. Долгие гласные отличаются от соответствующих кратких большей длительностью (они тянутся примерно вдвое дольше кратких). Долгие гласные в чешском языке близки к ударенным гласным русского языка, например, в таких словах, как мама, ваза, но тянутся несколько дольше.

Долгие гласные могут быть как под ударением, так и в безударных слогах. Ср.: váza (ваза), zdravá (здоровая), zastávka (остановка), krásná (красивая).

Примечание. Для обозначения долгих гласных [ā], [ō], [ē], [ī] используется значок ' (čárka):
dáma, móda, mléko, žít.

Примечание. Долгое [ū] имеет двоякую графическую передачу: ú и ů. Буква ú пишется в начале слов, после приставок, а также в середине слов в некоторых иностранных словах, ů - в середине и в конце слов. Ср.: ústa (губы), útok (побег), únava (усталость), neúroda (неурожай), múza (муза), túra (маршрут, тур), но dům (дом), vůz (машина, вагон /воз/), svůj (свой), domů (домой) и др.

 Сложность часто возникает, когда первый слог (ударный, как вы помните!) – краткий, а все остальные – долгие. Например, в таких сложных словах как poznávíní (познание), oblékání (одевание).

Мой совет – не стесняйтесь произносить вслух действительно долгие гласные! Тренируйтесь. Пусть вам кажется, что это звучит слишком неестественно, растянуто и глупо. Уверяю Вас – сказать быстро Вы успеете всегда! Более того – излишне растянутые звуки носителем языка воспринимаются куда более естественно, чем излишне сокращённые.

 
Глагол mít иметь употребляется в чешском языке значительно чаще, чем в русском. Личные формы этого глагола в большинстве случаев соответствуют русской конструкции у меня есть, у него есть и т. д. 1-е лицо ед. числа настоящего времени этого глагола –
mám (я имею, у меня есть), 3-е лицо ед. числа – má (он, она, оно имеет, у него, у неё есть).
Подобные же окончания в 1-м и 3-м лице ед. числа имеют и некоторые другие глаголы, например znát: znám я знаю, zná он знает; dát: dám я дам, dá он даст; vstávat: vstávám я встаю, vstává он встает.

 
УПРАЖНЕНИЯ

1. Читайте и строго различайте долгие и краткие гласные у следующих пар слов:

pas - pás, pan - pán, sad - sát, dam - dám, rada - ráda, Dana - dána, zprava - zpráva, zkratka - zkrátka, sama - samá, ruda - rudá, Ruska - ruská, jedna - jedná, práva - pravá, zdráva - zdravá, dána - daná, psána - psaná, brána - braná; vrátka - vratká, pata - pátá, panu - pánů, tonu - tónů

2. Прочитайте слова, обращая внимание на долгие и краткие гласные. Не переносите ударение на долгий безударный гласный, не делайте сильного ударения на первом слоге:

pás, rám, tón, kód, dům, vůz; táta, máma, móda, kóta, půda, chůva stará, zdravá, nová, dobrá, ruská, rudá; tabák, kabát, zobák, bodák voják, rukáv, dukát, román; mává, dává, vstává, krásná, krátká, známá pátá; pánů, dómů, tónů, Dánů, Rusů, Indů.

3. Прочитайте следующие предложения:

To je Jan Novák. - To je doktor Vodák. - To je Dana Stará. - Tvá rada je dobrá. - Tvá váza je
krásná. - Tvá zpráva je krátká. - Já mám mapu. - Já mám kompas. - Já mám kabát. - Pan rána má chatu. - Pan Novák má dům. - Pan Sovák má vůz. - Dám vám kávu. - Dám vám kabát. – Dám vám radu. - Dám vám román. - Marta vám dá kávu. - Standa nám dá tabák. - Roman nám dá mapu. - Jarka vstává. - Dana mává.

4. Прочитайте диалог:

- Má pan Novák vůz? - Есть у пана Новака машина?
- Ano, má. - Да, есть.
- A pan Vrána? - А у пана Враны?
- Pan Vrána má motorku. - У пана Враны мотоцикл.
- Kdo je to? - Кто это?
- То je moje známá. - Это моя знакомая.
- Tvoje známá? - Твоя знакомая?
- Ano, Marta Stará. - Да, Марта Стара.


Домашнее задание:

Дополните предложения формами глагола:

а) mít: mám, má

Jarka ... kabát. - Já ... kabát. - Pan Novák ... chatu. - ... pan Vodák vůz? - ... pro vás zprávu. – Marta ... moc práce.

б) dát: dám, dá

Marta vám ... kávu. - ... nám máma dort? - Já vám ... radu.
On nám ... známku. - ... vám trochu tabáku. - Kdo nám ... trochu cukru?

 Ответьте на вопросы с помощью слов, которые вы уже знаете:

Jaká je ta káva? - Jaká je ta voda? - Jaká je ta mapa? - Jaká je ta cesta? - Jaká je ta zpráva? - Jaká je ta váza? - Jaká je ta socha? - Co má Jarka? - Co má Marta? - Co má Ivan? - Co má pan Novák? - Co má Dana Krátká? - Co nám dá máma? - Co nám dá táta? - Co nám dá Ruda? - Co nám dá pan Vorák? - Co nám dá Zuzka Nová?

 И, как обычно, словарик для выполнения этих заданий, слова из которого надо выучить.

cesta (ж.р.) путь, дорога
cukr (м.р.) сахар
dar  (м.р.) подарок
dobrá (dobrý) хорошая (хороший)
dort (м.р.) торт
dům, domu (м.р.) дом
chata (ж.р.) хата; дача
jaká (jaký) какая (какой)
jen только
kabát  (м.р.) пальто
káva (ж.р.) кофе
krásná (krásný) красивая (красивый)
krátká (krátký) краткая (краткий)
moc очень
motorka, (ж.р.) мотоцикл
mu (от on) ему
práce, (ж.р.) работа
рго для
prodá (inf. prodat) (он, она) продает
rada, (ж.р.) совет
socha, (ж.р.) скульптура
stará (starý) старая, (старый)
táta  (м.р.) папа
to это
tvoje/tvá твоя
trochu немного
váza, (ж.р.) ваза
vůz, vozu (м.р.) автомобиль
vstává (inf. vstávat) (он, она) встает
známá, (ж.р.) знакомая
známka, (ж.р.) марка
znát знать
zpráva,  (ж.р.) сообщение, известие

 

«Для продолжающих».

Употребление форм совершенного и несовершенного вида в чешском и русском языках.

Вид – это категория, сохранившаяся во всех славянских языках, поэтому для русскоговорящих людей, изучающих чешский, не вызывает сложности понимание различия в значении этих форм.

Однако есть области, в которых употребление видов значительно различается в чешском и русском языках.
При выражении повторяющегося и обычного действия в чешском языке, в отличие от
русского, возможно употребление глаголов не только несовершенного, но и совершенного вида. Обычно глаголы совершенного вида в указанном значении употребляются при наличии специальных слов-маркёров, подчёркивающих повторяемость действия, регулярность его свершения často, obyčejně, pravidelně, občas, někdy, zřídka, každý den, každý rok или в парно-соотносительной конструкции с союзами když, kdykoli, jakmile, pokaždé, tu - tu, jednak - jednak.

Особенно существенные различия между русским и чешским языками обнаруживаются в формах прошедшего времени, где в русском языке в указанных значениях возможен только несовершенный вид.

Můj otec se usmál málokdy.                Мой отец редко когда улыбался.

Občas se ozval výstřel.                        Порой слышался выстрел.

Přišel k nám obyčejně v pátek.            Он обычно приходил к нам в пятницу.

Každý večer si zašel na pivo.               Каждый вечер он заходил выпить пива.

Oba pánové přišli vždy k šesté hodině. Оба (пана) приходили всегда к шести часам

Vždy se vrátil pozdě.                           Он всегда возвращался поздно.

Každoročně si vyjel do ciziny.              Каждый год он выезжал за границу

 В этих же случаях могут употребляться и глаголы несовершенного вида:
Můj otec se málokdy smál. Přicházel k nám obyčejně v pátek. Vždy přišel pozdě. / Vždy přicházel pozdě.
Každý večer jsem si koupil salám. / Každý večer jsem si kupoval salám.
Každoročně si vyjel dociziny. / Každoročně jezdil do ciziny.

Однако употребление глаголов несовершенного вида в указанном выше значении в чешском языке возможно тогда, когда как бы подчеркивается, выделяется продолжительность или повторяемость обозначаемых действий в прошлом (нередко в давнем прошлом). Общеупотребительными будут как раз формы несовершенного вида, невозможные в подобных предложениях в русском языке. В русском языке во всех этих и подобных случаях возможен только несовершенный вид.

 В русском и чешском языках имеются также существенные различия в употреблении глагольных видов с отрицанием. В обоих языках при отрицании употребляются глаголы совершенного и несовершенного вида, но с тем различием, что глаголу совершенного вида в чешском языке могут в русском соответствовать глаголы обоих видов.

 Ср. примеры:

Bratr nepřišel domů.                Брат не приходил домой. / Брат не пришел домой.

Bratr nepřicházel domů.           Брат не приходил домой.

 Употребление глаголов совершенного вида в чешском языке возможно также при наличии усиленного отрицания, выраженного отрицательным наречием nikdy, а также отрицательным местоимением nikdo, прилагательным žádný, частицами ani и др.
В русском языке в этих случаях употребляется, как правило, глагол несовершенного вида.

 Ср. примеры:

Náš dědeček nikdy nejel vlakem. / Náš dědeček   nikdy nejezdil vlakem (Наш дедушка никогда не ездил на поезде)

Nikdo nikdy s námi o tom nemluvil. / Nikdo nikdy s námí o tom nepromluvil (Никто никогда с нами об этом не говорил.)

Po jedenáct let si jeden druhého nikdy nevšiml. (На протяжении 11 лет они никогда не обращали внимания друг на друга / ни разу не обратили внимания друг на друга).

"Интересное"

Карлов мост – одна из главных пражских достопримечательностей – соединяет Малу страну со Старым местом.  Первый мост, стоявший на этом месте (и вообще первый каменный мост в Центральной Европе), назывался Юдитиным в честь жены заложившего его Владислава I. После того как в  1342 году его снесло ледоходом, горожане пользовались временной деревянной переправой, пока 9 июля 1357 года в 5 часов 31 минуту император Священной Римской империи Карл IV не заложил первый камень в основу нового моста. Дата, кроме того, что была тщательно просчитана астрологами, представляла собой еще и палиндром, одинаково читавшийся и с начала и с конца: 1357 – 9 – 7 – 5 – 31.

По повелению Карла IV строительство поручили 27 –летнему архитектору Петру Парлержу, выдающиеся творения которого во многом определили прославленную красоту Праги. В начале XV в. строительство закончилось.

Мост был сложен из песчаника, имел длину 520 м., ширину 10 м. и покоился на 16 опорах. По преданию, для того, чтобы конструкция была крепче, добавляли яйца, молоко и вино. Продукты свозили со всей страны, правда, жители некоторых городков иногда по ошибке присылали императору вареные яйца вместо сырых, а вместо молока – сыр или творог.

Карлов мост всегда был одним из центров общественной городской жизни. Здесь проходила королевская дорога, устраивались ярмарки и конные турниры, выносились судебные приговоры.  В 1393 г. по приказу Вацлава IV пражский архиепископ Ян Непомуцкий был приговорен к смерти и сброшен во Влтаву с этого моста. К лику святых он был причислен католической церковью только в 1729 г. Легенда гласит, что Непомуцкий отказался открыть королю тайну исповеди его супруги, но, скорее всего, он просто противился конфискации церковного имущества в королевскую казну.

Карлов мост, несомненно, является одним из красивейших мостов мира. Особое очарование придает ему контраст межу разностилевым скульптурным декором и готической основой. За два столетия было создано 30 статуй и групповых композиций. Самая старинная бронзовая статуя святого Яна Непомуцкого отлита в Нюрнберге Матиашем Раухмюллером по модели Я. Брокофа в 1683 г..Часть бронзовой фигуры святого затерта до блеска, ведь существует поверье, что если загадаешь желание и дотронешься до статуи рукой, то оно обязательно сбудется.  Самой ценной в художественном отношении считают изображение святой Луитгарды (1710 г.), созданное матиашем Б. Брауном.

Среди камней набережной с правой стороны моста, если долго присматриваться, различим загадочный лик бородача. Его перенесли сюда еще с Юдитиного моста. Когда вода доходила ему до бороды, это означало, что вскоре по Старому месту можно будет передвигаться только на лодках.

Мост довольно  часто страдал от наводнений. Самое крупное, Столетняя вода 4 сентября 1890 года, унесло две опоры, три пролета и две статуи работы Брокоффа. Тогда погибли десятки людей. Во время потопов 1940г. и 1954 г. разрушений не было.

Мост постоянно запружен толпами туристов и обслуживающего их персонала: днем – художниками и продавцами сувениров, вечером им на смену приходят музыканты. 

А теперь – по-чешски. На ту же тему, но не то же самое!

Karlův most je nejstarší stojící most přes řeku Vltavu v Praze a druhý nejstarší dochovaný most v České republice.

Most je 516 metrů dlouhý a téměř 10 metrů široký. Přesněji 9,40 až 9,50 m. Výška vozovky je 13 m nad normální hladinou. Je tvořen šestnácti oblouky. Ve své délce je třikrát zalomen a proti proudu je nepatrně vypouklý. Mostní pilíře nebyly zakotveny – pevná skála ležela příliš hluboko. Stály na dubových roštech, zatížených velkými mlýnskými kameny. Je ohraničen 2 věžemi. Na Malé Straně jsou to větší a menší Malostranská mostecká věž, na straně Starého Města pak Staroměstská mostecká věž. Staroměstská mostecká věž je často popisována jako jedna z nejúžasnějších světských gotických staveb na světě [chybí zdroj]. Most je ozdoben dvěma řadami 30 soch a sousoší.

Konstrukce mostu

Jak již bylo řečeno dříve, most stojí na šestnácti pilířích, které nejsou pevně spojeny s podložím, ale stojí na dubových roštech. V současnosti jsou již dva pilíře zakotveny v betonovém sarkofágu. Většina pískovcových kvádrů nejen pilířů již v dnešní době není původních, tedy ze 14. a 15. století. Je to zapříčiněno několikerými opravami mostu. Nové kvádříky jsou šedé nemo jasně žluté. Původní kameny jsou pak na povrchu silně zerodované a nekteré z nich nesou na svém povrchu kamenické značky (pilíř v korytu Čertovky, třetí pílíř na strané Starého Města. Vnitřek pilířů je tvořen kamennou kostrou, zbytek je vyplněn půdou a odpadky.

Vznik a vývoj

Mostu se původně říkalo jen Kamenný, nebo Pražský most. Jméno Karlův most získal až v roce 1870. Karlův most nahradil předchozí Juditin most, stržený roku 1342 ze 2/3 při jarním tání ledů. Výstavba „Karlova mostu“ začala v roce 1357 pod záštitou krále Karla IV. a byla dokončena v roce 1400. Karlův most byl až do roku 1841 jediný most přes Vltavu v Praze a byl tak jediným spojníkem (kromě převozníků) mezi Starým Městem, Pražským hradem a jinými čtvrtěmi. Praha se stala i díky kamennému mostu významnou zastávkou na obchodních cestách mezi východní a západní Evropou.

Historie

Od pravěku lidé přecházeli řeku Vltavu v dnešním centru Prahy přes několik brodů. Jeden z nich se táhl od dnešní paty Mánesova mostu na Starém Městě (Náměstí Jana Palacha) šikmo na druhou stranu k dnešní Hegertově cihelně. Cesta vedoucí z řeky byla objevena při výstavbě stanice metra Malostranská [chybí zdroj]. Později byl na místě dnešního Karlova mostu postaven most dřevěný, který byl ale roku 1157 stržen povodní. Poté dal v letech 1160 - 1172 král Vladislav II. vybudovat první pražský kamenný most, který dostal jméno po králově manželce Juditě. Na svou dobu byl Juditin most jedinečný. V té době existovaly pouze mosty v Řezně a Drážďanech. Toto, v té době velkolepé technické dílo, zničila povodeň 3. února 1342.

Dne 9. července 1357, v 5:31 hodin ráno, položil Karel IV. základní kámen nového kamenného mostu, který stál asi 5 m proti proudu výše od místa zbořeného mostu Juditina. Stavbu započal Petr Parléř, kterému v té době bylo 24 let a přišel do Prahy z Gmündu. Zde už zůstal a v roce 1397 zemřel. Poté stavbu převzali jeho pokračovatelé a most byl v roce 1402 dokončen.

Mnohokrát byl ohrožován povodněmi, dokonce i v průběhu stavby. Bylo to v letech 1359, 1367, 1370, 1373 a 1374. Hodně ohrožen byl v roce 1432, kdy bylo zbořeno 5 pilířů. Most byl poté opravován až do roku 1503; tedy celých 71 let (!). Další špatné roky pro most byly 1655, 1784, 1845 a 1890 – vše opět vinou povodní. Války mostu moc neublížily.

Nejhorší byl pro most rok 1890, kdy byly zbořeny dva pilíře a tři klenby. Škodu způsobily dřevěné klády z horního toku Vltavy, které se o Karlův most zarazily a ten později jejich nápor nevydržel. Po dva roky nahrazovala zbořené části dřevěná konstrukce. Skoro se zdálo, že je s Karlovým mostem konec, ale přeci jen se ho podařilo v roce 1892 opravit.

Při opravě již byla použita nová metoda – pilíře se zakládaly na kesonech. Původní pilíře byly zpevněny menšími kesonovými věnci, spuštěnými kolem základů. Povodeň znamenala, že se z původní stavby zachovala pochopitelně jen část. Úsek nad Kampou a tři oblouky u Staroměstské mostecké věže. Při každé opravě byla zachována zásada dodržet původní vzhled mostu.

Původně byl most bez výzdoby. Později byl na něj umístěn kříž s Ježíšem Kristem a od 17. století bylo postupně na most umístěno celkem 30 převážně barokních soch a sousoší. Ty jsou postupně nahrazovány kopiemi.

Doprava na mostě

Od roku 1883 jezdila na mostě koňka. V roce 1905 ji vystřídala elektrická tramvaj. Elektrický proud byl přes most veden mostovkou po specálních kolejnicích, které zkonstruoval František Křižík. To proto, aby nebyl narušen umělecký vzhled mostu trolejemi. Po třech letech se ukázalo, že těžké tramvaje most dosti porušují a tak byly nahrazeny v roce 1908 autobusy. Ty se však také neosvědčily. Následující rok byl autobusový provoz zrušen a byl obnoven až v roce 1932 autobusy na pneumatikách. Veřejná doprava zde fungovala až do 2. světové války. Automobilový provoz skončil v roce 1965 a od té doby slouží most jen pro pěší.

Zajímavosti
  • Císař a král Karel IV., jak již bylo uvedeno výše, položil základní kámen přesně 9. července 1357 v 5:31 hodin ráno. Bylo to prý z toho důvodu, že tomuto datu zrovna odpovídala příznivá konstelace hvězd (konjunkce Slunce se Saturnem) [1]. Jiný výklad si všímá toho, že datum odpovídá sledu lichých čísel od jedné do devíti a zpět. Tedy 1-3-5-7-9-7-5-3-1. První čtyři čísla jsou vyjádřením letopočtu (1357), další dvě devátého dne v měsíci červenci (9. 7.), a poslední tři vyjadřují čas. Tedy 5 hodin a 31 minut [2].
  • Zajímavé také jsou i některé okolnosti kolem stavby. Karel IV. na stavbu často dohlížel a kontroloval, jestli je používán opravdu kvalitní materiál. Vápno mělo vylepšit přidání syrových vajec a mléka. Pražská vejce ale na stavbu nestačila a tak se dovážela také z venkova. V tomto docházelo i k nedorozuměním. Z Unhoště poslali vejce vařená, aby se cestou nerozbila. Dovozci z Velvar mléko cestou prodávali a pak ho ředili vodou. To už pak ovšem bylo na stavbu nepoužitelné, jelikož nebylo dostatečně tučné. Tak byly posílány zásilky másla, které prý občas skončily u purkmistra.
  • Na mostě se v průběhu dějin odehrály i špatné věci. Václav IV. dal do řeky svrhnout zmučené tělo generálního vikáře Jana Nepomuckého, protože mu nechtěl vyzradit zpovědní tajemství královny. To je jedna z verzí okolností kolem Janovy smrti. Na místě údajného svržení Jana Nepomuckého z mostu se nachází v kamenném zábradlí malý kovový křížek.

 

  В рассылке использованы материала учебника "Чешский язык" (А. Г. Широкова. Москва, "Высшая школа",1980) и материалы сайта Wikipedia.


В избранное