Йога-нидра – практика осознанного расслабления (часть 2)
2.ротация сознания. На данном этапе практики вся активность
практикующего сведена к восприятию голоса инструктора и его установкам и это
единственная нить, удерживающая внимание практикующего во вне. Основное, что
необходимо на данном этапе, это не засыпать и оставаться в состоянии
восприятия, следовать голосу инструктора и перемещать внимание вслед за голосом
инструктора. Не следует стремиться представлять части тела, не следует усердно
направлять внимание и пытаться удерживать его на определенных участках в теле.
Ротация сознания упорядочивает вхождение в состояние йога-нидры, это как
прокладывание тропы, которая ведет от состояния инерции и активности к более
спокойному и уравновешенному состоянию. Двигаясь по тропе ротации сознания
практикующий все более погружается во внутреннее пространство, уводя внимание
от внешних забот и хлопот. Для большего углубления и расслабления, вслед за
ротацией сознания используется осознавание естественного дыхания. Следует
просто осознавать свое естественное дыхание, не пытаясь его изменять. Это
приводит к преддверию пратьяхары, состоянию, когда органы чувств не цепляются
за внешние источники, а направляются во внутреннее пространство телаи ума.
3.работа
с мыслями и образами. Это
более тонкое состояние и напоминает собою испарение воды и превращение ее в
пар, легкий и воздушный. На этой стадии важно научиться создавать созерцательное
умонастроение необходимое для восприятия разных жизненных ситуаций. В жизни,
когда возникает ситуация, которая может спровоцировать страх, гнев, злость, зависть
и т.д. мы можем потерять осознанность и вовлечься в эмоцию, пустив ее в свое
сознании. В процессе практики йога-нидры мы можем научиться проходить сквозь
эти состояния, не вовлекаясь, как бы тренируясь за ранее, провоцируя разные
чувства с помощью образов, то от чего мы отворачиваемся в жизни в силу
неприязни или страха. Также не менее важно научиться создавать позитивное
умонастроение, как здоровое состояние ума и залог здорового мировоззрения. Для
этого также используются образы с помощью которых мы наполняем ум. Важным
аспектом практике визуализации является представление образов в расслабленном
стоянии ума, не пытаясь вспоминать и напрягать ум представляя предложенный
образ, а стремиться еще более погрузиться в расслабление с помощью визуализации,
подводя сознание к состоянию дхараны, концентрации внимания на объекте, подобно
тому, как вы созерцание закат или горизонт или небо, восприятие образа без
оценок и суждений. В процессе визуализации из нашего бессознательного могут подняться
самскары – это наши прошлые мысли, поступки, переживания. Они могут выражать
нереализованные мечты, несбывшиеся планы, болезненные ситуации, волнения, некие
сильные эмоциональные переживания в прошлом, которые могут нести с собой как
приятный так и не приятный осадок. Не следует пугаться этого, помните, что это
лишь проявления в уме. Могут возникнуть ощущения в теле, например дрожь,
вибрация, жар и т.д.. Процесс визуализации помогает нам очистить пространство
ума от самскар и это в свою очередь может вызывать различные ощущения в теле.
Очищение ума и является подлинным показателем продвижения в практике.
4.растворение
мыслей и достижение состояния безмолвия. Зачем? Тело восстанавливается в процессе сна, а как
же ум? Так же во сне, но если сны не будоражат ум. А если будоражат? И во сне
мы все таки в бессознательном состоянии. А целью практики является привнесение
осознанности в свою жизнь. Ум восстанавливается в состоянии тишины и безмолвия
и важно здесь быть расслабленным и научиться не терять состояние присутствия.
Для начала необходимо научиться распознавать состояние безмолвия, далее
пребывать в этом состоянии и развивать его во времени. Это стадия созерцания и
медитации. Это дает новое качество восприятия, по возвращению к своим
повседневным делам, потому как здесь происходит освобождение от тех «камней»
которые мы накопили и носим в сознании.
5.Санкальпа. Санкальпа – это формула твердой решимости и
намерения, это наше желание которое проистекает из сердца, а не из внешнего
мира. Санкальпа требует четкости, ясности, убедительности для того, чтобы она
проникла глубоко в подсознание. Это как посев зерна в плодородную почву. Что
посеем – то пожнем. Пример санкальпы – Я хочу пробудить свою духовную природу.
Я хочу помочь ближнему. Я хочу пробуждения и активности. Я добьюсь полного
выздоровления и исцеления. Сформулируйте свою санкальпу, прислушайтесь к
желанию своего сердца, будьте решительны. Выбрав однажды санкальпу не меняйте
ее пока она не реализуется в жизни. Ваша вера помогает санкальпе реализоваться
в жизни. Померьте зову сердца и посевные семена обязательно дадут всходы. Не
используйте установок на материальное накопление и причинение вреда другим
живым существам. Помните, что духовное пробуждение приносит с собой все
необходимое для гармоничной жизни!!!
Йога-нидру можно практиковать в любом возрасте и независимо от уровня
физической подготовки. Важно понять смысл практики, зачем она нужна и с чем
нужно работать.
Чтобы избавиться от напряжения, чтобы избавиться от внутренних зажимов,
подавленных эмоций и страхов, необходимо довести себя до глубокого состояния
погружения потому, как самое тяжелое лежит на дне, покрыто илом и грязью
(извините пишу как понимаю).
Йога-нидра – практика осознанного сна находится на границе между
бодрствованием и сном. Сон это огромный безграничный пласт, бодрствование такой
же пласт, только более активный и проявляется в действии тела, речи и ума. На
точке соприкосновения бодрствования и сна и практикуется йога-нидра. Эта точка
очень мала и еле заметна но очень важна для практики и может является отправной
точкой для двух других состояний (сон и повседневная жизнь).