Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Непал. На крыше мира, часть 3


Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику

Йога в Киеве Йога в Киеве              

Доброго времени суток, уважаемый Читатель!

Выпуск 139

Непал. На крыше мира, часть 3

Потом в Покхаре забираю рюкзак и пересаживаюсь вновь на комфортабельный автобус «гринлайн» и еду в Катманду. Но не тут то было. Дорогу преграждают демонстранты, сейчас в Непале политическая нестабильность. На дороге образуется многокилометровая пробка и я застряю в горах. Стояла несносная жара, благо местные жители ходили продавали воду. К счатью к вечеру все уляглось и уже ближе к полуночи я добрался в Катманду.

Сам Катаманду - почти как Дели шумный и пыльный город, где люди ходят в респирааторах. Так что по сравнению с этим городом Киев - цветущий и пахнущий рай, даже когда третий час стоишь в пробке на набережной:).

Другое дело окресности Катманду - Боднатх и Сваямбунатх, и др. Но там я только побывал в конце своего путешествия. Это самые желаемые места паломничества буддистов всего мира, после того как Тибет перешел к Китайцам. Да и вообще важнейшие места, где Будда родился, где достиг просветления - находятся в Непале. Я побывал на том месте, где как гласит предание Будда, перед тем как стать Буддой, будучи молодым принцем - отдал свое тело Тигрице. Место называется Багмати. На удивление - совершенно нет паломников (или нам повезло) и вообще чисто и пусто... Впрочем позже мне объяснили, что место, связанное с Буддой и тигрицей находятся в другом месте – теперь там расположен монастырь Номо Будда, но я туда не смог попасть, так как дороги вокруг Катманду блокировались маоистами.

А Багмати - приятное пустынное место, неподалеку живет какой то отшельник-йогин - питается только цветами и фруктами. Пили с ним чай (черный с сахаром). Я сделал несколько фото места - очень красиво, уютно и почти сказочно. (особенно если знать, что это за место:))). Место представляет из себя прямоугольный каменный бассейн, вероятно для омовений, со ступеньками вовнутрь бассейна. Рядом металическая голова тигра, из ее пасти льется ручеек горной воды. Рядом находятся две пещеры, в которых иногда живет йогин отшельник и недалеко несколько буддийских ступ. Это место где индуизм сплетается с буддизмом. Так как много символов из того и другого учения. Посреди бассейна расположена фигурка Шивы с тризубцем, весьма напоминающая некоторыми признаками изображение Будды.

К ступе Сваямбунатх попал в день просветления Будды. Было очень много людей, паломников и совсем не было туристов. Видимо из-за большого скопления людей место меня не очень впечатлило, и наоборот поскорее захотелось убраться. Вокруг было много индуистов, нищих, некоторые буддисты совершали простирания, обходя основание ступы по кругу, было очень жарко. Я удивился, что у местных хотя и принято делать простирания (то есть полностью ложится животом на землю, в том числе и лицом), тем не менее очень многие плюют часто на землю под ноги, создавая впечатления совершенно безкультурных людей. Впрочем, как было замечено, те кто делают простирания и те кто все время плюют под ноги – совершенно разные люди:). Интересно, что когда люди делают простирания, обходя ступы (а Сваямбунатх в окружности где то километра два ) их одежда сильно изнашивается и протирается. Поэтому многие одевают деревянные или металлические, иногда из какого-то плотного материала накладки на живот, колени и ладошки.

Боднатх – это место недалеко от туристического района Тамель. Вход на территорию комплекса платный, если заходить через центральные ворота, а если зайти сбоку – то никто ничего не спрашивает. Слева от ступы я снял уютную гостиницу, построенную в виде буддийского монастыря.

Сам Боднатх представляет собой комплекс с нескольких храмов и монастырей, построенных вокруг главной ступы. Сама ступа представляет собой пирамидалььное белое сооружение, подобие мандалы, если смотреть сверху. Часть строения, имеющее в основе четырех угольник, со ступеньками, символизирующее элемент земли. На этой основе самая пожалуй массивная часть строения с полукруглым куполом - представляет собой элемент воды, далее куб с глазами Будды на четыре стороны и 13 ступенек вверх символизируют огонь (думаю, что 13 ступенек также символ числа месяцев, а их, как известно, в природе не 12, как принято у нас считать а 13). Верхний «зонтик» символизирует воздух и шпиль на верху – вероятно пространство. От шпиля вниз протянуты веревки с молитвенными флажками. А по периметру самой ступы расположено множество молитвенных барабанов. Паломники обходят ступу по часовой стрелке и вращают эти барабаны, произнося про себя мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, символизирующую стремление человека к духовности и понимание того, что истинная природа просветление уже находится внутри каждого из нас.


 Йога-семинары в Индии
Гоа 24-29 декабря 2010 и 3-8 января 2011
Проводит Анатолий Пахомов



Площадь, на которой построена ступа имеет форму круга. Говорят, что ступа была построена в IV веке. Но также существуют несколько легенд, гласящих, что построена она на основании неких самоявившихся необычайных природных явлений в виде камня. Несколько раз ступа разрушалась частично и отстраивалась. Вокруг ступы Боднатх царит мир и спокойствие, мирные паломники ходят вокруг и заняты чтением мантр про себя, торговцы в окрестных лавочках ненавязчиво предлагают сувениры и совсем немного туристов бродит вокруг с фотоаппаратами. Ступа издавна была местом паломничества и стояла на пути из Тибета в Индию. В окрестных ресторанчиках можно вполне по европейски покушать, а множество гостиниц на любой вкус предоставят ночлег и отдых путешественнику.

Свою последнюю неделю в Непале я провел на окраине Катманду в буддийском монастыре Копан. После посещения монастыря у меня были планы еще немного попутешествовать, но когда я попал в этот монастырь, то понял, что никуда уезжать не хочу и проведу оставшиеся дни в уединении и созерцании. В монастыре есть возможность останавливаться иностранцам в гестхаузе, условия более чем приятные. В проживание входит монастырская пища три раза в день. Посетители монастыря берут на себя обязательства во время пребывания в монастыре не причинять вреда живым существам и не создавать волнений ума у себя и обитателей монастыря. Разрешается посещение гомпы (главного храма), прогулки по территории. Есть несколько ретритных домиков с прилегающими территориями, куда заходить нельзя, что бы не мешать тем, кто уединяется для ретрита. В целом очень приятное и чистое место, наверное именно здесь мне больше всего понравилось во время путешествия по Непалу.

Во время праздников мне удалось наблюдать, как монахи украсили гомпу монастыря и еще несколько строений по периметру разноцветными лампочками. И вечером, когда я возвращался с Катманду в монастырь, мне удалось лицезреть очень красивую картину: на фоне ночного неба на горе светящийся монастырь. Весьма символично, показывающий, что кроме будничных волнений в этом мире есть и другая сторона жизни.

Ом мани падме хум.

      
Анатолий Пахомов, май 2010


ukryoga@gmail.com

Задавать вопросы можно почтой или непосредственно на сайте, в разделе вопросы-ответы или, если хотите также участвовать в дискуссиях - на форуме.

В избранное