Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику: Йога планетарного масштаба (часть 2)


Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику.


Подписаться на рассылку                                                                                                    Архив предыдущих выпусков


Здравствуй уважаемый Читатель!

Выпуск 54

Йога планетарного масштаба (часть 2)

Однажды в беседе со знакомым мы затронули тему йоги. Мой собеседник сказал, что йога - это не исконно «наше», что мы христиане и нам чуждо все восточное. Я опешил… «При чем тут религия?», - подумал я в первую очередь. А во вторую очередь я подумал, что мой знакомый, видимо, плохо знает историю христианства. Ничего не имею против ни одной из религий, ибо в идеальном варианте последователь любой религии и идеальный йог ничем отличаться не будут, кроме разве что внешних атрибутов. А если они и отличаются сейчас, значит до идеальной формы еще далеко. Просто христианское учение в свое время также пришло к нам с Востока, прижилось, видоизменилось и настолько осело у нас, что для многих стало «нашим»… Но, по-моему, оно такое же «наше» как йога. Впрочем, восприятие - дело субъективное...

Йога – система, уходящая корнями на Восток, - уже давно прижилась в нашем обществе, адаптировалась, продолжает адаптироваться и, причудливо изменяясь, вплетается в жизнь славян, европейцев, американцев, азиатов.  И сейчас ни у кого не возникает сомнений, что ту Хатха Йоги, которую преподают у нас - славян, у американцев, у европейцев и ту, которая преподавалась в Индии, скажем, во времена Патанджали или еще раньше, нельзя отождествлять полностью. Да, это восточная система - именно оттуда она пришла.  Но сейчас Хатха Йога такая же «индийская система», как карате - «японское единоборство», христианство - «религия евреев», или картофель, кофейные зерна, шоколад и помидоры – «древнеамериканские продукты питания». Все эти явления и вещи давно интегрировались у нас.

Мы все родом с планеты Земля. И существенной разницы между людьми, проживающими на разных континентах нет. Да, конечно, существуют некоторые отличия, но ведь это зависит от приоритетов нашего восприятия. То есть, то того,  хотим мы видеть различия или наоборот - видеть ЕДИНСТВО всего. А ведь приоритеты восприятия – это то, что каждые уважающий себя йог выбирает сознательно. Если в попытке дать оценку данной статье вы пытаетесь вспомнить, что же об этом говорили известные и признанные авторитеты йоги – вы опираетесь на приоритеты, навязанные извне. Если пытаетесь, например, логически рассуждать– вы склонны к творчеству, свободе и сами выбираете приоритеты восприятия.
Кроме того, я не отождествляю себя полностью с данным телом или умом, имея более широкий опыт восприятия. И если я расставлю на карте планеты маленькие флажки в местах прошлых реинкарнаций,  то тогда вопрос о принадлежности МЕНЯ к славянам, ариям, дравидам и т.д. выглядит весьма «притянутой за уши» идеей. Бесчисленные воплощения сроднили меня со многими территориями Земли, и отождествить себя с каким-то одним не представляется возможным…
На данный момент неизменными в Йоге остались промежуточные и конечные точки в практическом освоении системы. Например, состояние унмани (безмыслия), или читта вритти ниродхах (непорождение волнений ума), или конечная цель - Самадхи (слияние субъекта с объектом созерцания, в итоговом понимании – слияние с Абсолютом).

Йога не является жесткой косной застывшей системой. Она неуклонно развивается, претерпевая определенные изменения, адаптируемые к людям, идущим по пути самосовершенствования, а также, скажем, к климатическим условиям. И вследствие развития более глубокого понимания необходимости адаптировать практику к индивидуальным особенностям или попытки создания универсальных последовательностей, не несущих негативного влияния, возникает, скажем, понимание, что не все известные в Йоге методы могут одинаково успешно использоваться людьми с разной конституцией или различными нарушениями в позвоночнике. 
На данный момент, как я вижу, колоссальная часть знаний, привнесенных в йогу людьми Запада, формирует и создает современную Йогу. В тоже время традиционная индийская Хатха Йога продолжает развиваться внутри Индии, хотя, безусловно, и там она меняется, так как возникают новые стили. Неизменной остается, пожалуй, лишь Раджа Йога, так как эволюция ума происходит не так быстро. С другой стороны, меня сильно коробит от словосочетания «люди Запада» и «люди Востока», поскольку я осознаю существование цепи реинкарнаций.

Выходит, мы всего лишь помним о том, что Хатха Йога родом с полуострова Индостан, Гималаев и Тибета. Большинство преподавателей, которые в настоящее время работают у нас, - это люди, которые обучались у преподавателей Запада и Востока в равной степени. Кто-то из них пытается следовать традициям натхов, или новым западным стилям, или «традиционным» индийским хатха-йогическим стилям, которые, впрочем, нередко создавались в IXX или ХХ веках и являются такими же «традиционными», как и возникшие в наше время. Большое разнообразие методических подходов в Йоге, на мой взгляд, спровоцировано реальной необходимостью адаптации и индивидуализации подхода.

И что бы ни говорили сторонники традиционной или современной йоги, теперь она принадлежит, пожалуй, уже всей планете. А если смотреть глубже – то каждому из нас. Ибо для того, что бы понять Йогу, каждый из нас вынужден создавать ее заново – для себя.

С уважением, Анатолий Пахомов 


ukryoga@gmail.com
Задавать вопросы можно почтой или непосредственно на сайте, в разделе вопросы-ответы или, если хотите также участвовать в дискуссиях - на форуме. 


Наши проекты:

www.ukryoga.com Киевская школа Йоги

www.ukryoga.info Журнал "ЙОГА". Теория и практика древних и соременных направлений Йоги.

www.yogakiev.com Йога магазин. Товары для йоги: коврики, одежда, литература, обучающие видеоматериалы.




В избранное