Правомерно ли делить Йогу на восточную и западную? Можно ли говорить, что настоящей является только та Йога, которая существует в Индии, а на Западе уже настолько пренебрегают традициями, что Йога здесь ушла далеко в сторону? Верно ли суждение, что только индийские гуру на самом деле знают, что такое Йога? Стоит ли говорить о йоге в масштабе всей планеты?
Никто
не знает, что думал Шива о йоге и для чего ее создал, несмотря на то, что многие уверены, что хорошо понимают это. Мы всего лишь приблизительно знаем, что думали о Йоге Патанджали и Гхеранда, а также наши современники - Свами Сатьянанда Сарасвати, Шри Тирумалай Кришнамачарья и те, кто писали Упанишады. И эти приблизительные представления основаны только на книгах, написанных ими самими или записанных с их слов.
Тем не менее, понятия, изложенные в трудах мудрецов, подобно семенам попадают в наш вспаханный
и удобренный эмоциями грунт внутренних суждений и понятий. И они буйно всходят на этом обширном поле, часть которого находится в нашем Сознательном (у некоторых - даже Осознанном), а большая часть - в Бессознательном. Говорят, что часть Бессознательного намного больше, и есть много техник и направлений, связанных с попытками освоить, заглянуть, воспринять или просто обозначить существование того, что находится за пределами восприятия.
Самое удивительное, что на внутреннем поле даже Сознательного отражается
уже не реальность, хотя некоторые, заблуждаясь и не имея склонности к интроспекции, заявляют: «я говорю так, как оно есть!». Отражается всего лишь информация, преломленная через органы восприятия и наложенная на систему «узнавания», основанную в свою очередь на прошлом опыте и суждениях авторитетов (или «не-авторитетов», что, впрочем, не принципиально, главное - наличие хоть каких-то сведений на данную тему, так как если информация к нам попала – она уже будет использована
сознательно или подсознательно). Здесь же произрастают плоды фантазий и собственных суждений - символов Бессознательного. И тут хочется заметить, что весьма интересным умением следует обладать исследователю Йоги – умению отличить плоды фантазий, своих суждений и реальное отражение Мира, так как все это произростает на одной почве нашего сознания…Это важнейшее умение практикующего называется вивека - способность распознать и различать. Как тут не вспомнить Патанджали и его критерии истинности знания
из Йога Даршаны?
Ведь, усиливая свое тело как инструмент
познания, человек, не обладающий таким качеством, как вивека, становится
махровым эгоистом и неким монстриком для окружающих. «Монстриком», поскольку
слово монстр - слишком большой символ для такого маленького объекта, как
погруженный с собственные суждения «йожик».
Мы общаемся при
помощи слов, но воспринимаем образы и понятия, складывающиеся в некие шаблоны.
Получается, что, используя одинаковые слова, мы все равно говорим как бы о
разных вещах, иногда диаметрально противоположных. Как говорил незабвенный Хуан
Матус – учитель всемирно известного Карлоса Кастанеды, «…нас всегда запутывают
слова».
В итоге прийти к
единому пониманию йоги можно, как правило, лишь на уровне слов, поверхностно. А
те, кто находят на уровне понятий, могут даже объединяться в йогатусовки,
группы и другие объединения, и критерием «свой-чужой» будет служить некий набор
фраз и понятий, используемых лидером объединения для обозначения собственных
внутренних структур и понятий (субмодальностей). Но это никак не приближает нас
к пониманию йоги, хотя дает временное пристанище и спокойствие, что, впрочем, в
качестве этапа познания мира тоже неплохо.
Лишь собственный
опыт может погрузить нас в тотальное молчание и поможет воспринять, а позже,
при наличии острого ума, - и облечь в слова пережитый опыт. Те, кто боятся
проверить все на себе, так и остаются на уровне разговоров о том, что«понять, что же есть ниродхах, до конца
невозможно…». А может, просто не пробовали всерьез? Ведь погрузившись в саму
Йогу - «тотальное молчание» - придется брать на себя ответственность и
переживать заново все, и, по сути, заново «создавать» для себя Йогу, так как
прежние понятия будут разрушены. Ведь не зря в каждом из нас живет часть
Творца. Думать, что кто-то только с темной кожей, с длинной линией передачи знаний - парампары, а на худой конец просто индус с загадочной внешностью и четками в руках может рассказать, что есть Йога, – это миф. Но какой красивый и уютный!
По большому счету мы все время живем мифами. Например, мифом о существовании «я». Некоторые психологи утверждают, что никакого «я» и нет, так как все, что мы отождествляем с собой, является процессом, причем постоянно меняющимся.
С другой стороны видящие точно воспринимают нечто, что переходит из одной реинкарнации в другую и является ядром существа, вокруг которого и образовываются коши (оболочки), включая физическое тело. Думаю, что противоречия тут нет. Все что существует – разумно. Все дело в том, с чем себя отождествлять. Набор
символов и концепций отождествления иногда может ограничиваться
бессмертной сущностью, а порой человек отождествляет себя не только с
телом, умом, домом и родственниками, с неодушевленными предметами
вокруг себя, но и с системами и идеями, зачастую не отдавая себе отчет,
откуда идеи «пришли» и «куда идут». Часто мы принимаем идеи, которые
нас окружают с самого детства, не задумываясь об одной весьма
интересной особенности нашего Мира - относительности.
Продолжение следует..
С уважением, Анатолий Пахомов
ukryoga@gmail.com Задавать вопросы можно почтой или непосредственно на сайте, в разделе вопросы-ответы или, если хотите также участвовать в дискуссиях - на форуме.