Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику в асанах. Махамудра, часть 1.


Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику.


Подписаться на рассылку 

Здравствуй уважаемый читатель!

Выпуск 20.

Сегодняшний выпуск посвящен практике Махамудры.

Вопрос: Анатолий, расскажите о технике ясного осознавания, которая упоминалась в анонсе предстоящего семинара.
Варвара

       Вначале хочется внести ясность в понятие и проихождение Махамудры в Йоге. Трактовок этого термина можно встретить довольно большое количество, в зависимости от того, к какому учению, школе или направлению относится текст. Мы будем рассматривать одно узкое определение и значение махамудры, которое на мой субъективный взгляд наиболее отвечает термину. Потому не следует рассматривать этот текст как пособие для достижение этого состояния, или как единственно верное описание махамудры. Скорее здесь будет обозначен мой взгляд на махамудру. В виду того, что на начальном этапе, длительное время йога развивалась на территории Индии и Тибета, эта традиция влияла и испытывала влияние со стороны различных учений, в том числе и буддизма и ламаизма. В буддизме «махамудрой» («великой мудрой») иногда обозначают буддийский путь в целом, всю буддийскую стратегию достижения «освобождения». Мудры трактуются также как символы шести основных буддийских совершенств (парамиты): шесть мудр (шатмудра) — диадема, браслет, серьги, пояс, колесо и пепел - символизируют реализацию щедрости (дана), нравственного поведения в целом (шила), терпения (кшанти), усердия (вирья), медитативной практики (дхьяна) и мудрости (праджня). Мудры получили и другие интерпретации, например, как обобщения кардинальных достижений буддийской практики вроде очищенности тела, речи, ума и приобретения оккультных «сверхсил». В йоге можно встретить значение Махамудры – как состояние осознавания повседневных действий, как первого этапа этого состояния, и как состояния непривязанности, бесстрастия, невовлеченности, спонтанности и различения - как перманентного состояния. Это подразумевает создание некого внутреннего пространства, которое не вовлекается в происходящее. Также это можно сравнить с созданием чувства «внутреннего свидетеля». Мы становимся невовлеченными свидетелями внутренних и внешних событий мира, своих переживаний, флуктуаций сознания и своих реакций. Из этого состояния может рождаться Вивека – различение. И данное состояние является весомой помощью в достижении читта вритти ниродхах.
      

Основы практики Махамудры


       Для удержания состояния махамудры человеку необходимо пребывать своим умом в данном состоянии и не отвлекаться ни на что иное. Быть здесь и сейчас. Вначале достичь такого осознавания неимоверно трудно, так как ум будет постоянно отвлекаться на посторонние вещи и идеи, а также полностью вовлекаться в происходящие события. Потому на начальных этапах практики рекомендуется сознательное ограничение внешнего влияния. Например, некий период затворничества или просто длительные созерцания в полной тишине и уединенности. В этот период можно выбирать для созерцания например свое дыхание или стихии – воду, огонь, воздух (небо), землю (горизонт) или пустоту. Следует отметить, что для опытных практиков такой необходимости нет, а есть скорее обратная необходимость – пребывать в обычных, будем говорить «неблагоприятных условиях». Ибо, только находясь в обычных условиях человек, сможет ощутить всю силу махамудры. Когда человек становится способен удерживать непрерывное состояние осознавания в состоянии покоя и созерцания можно переходить к практике осознавания повседневных действий.
       Подготовка тела также важна, ибо наше тело является инструментом познания мира и вместилищем ума. И, несомненно, существует взаимовлияние тела и сознания. Потому для практики махамудры необходимо достижение состояния здоровья и крепкого тела, неподверженного заболеваниям.
       Практика махамудры предполагает развитие равновесия, расслабления и естественности. Первое подразумевает достижение равновесия тела, речи и ума. Путь махамудры к достижению равновесия тела - это его расслабление (можно использовать замедление движений как в практике асан, так и в повседневных делах), к равновесию речи - замедление дыхания или его осознание. А достижение равновесия ума означает не цепляться ни за что и ни на что не полагаться, не иметь ни в чем опоры. Достичь расслабления - это значит снять напряжение ума, оставив все как есть, отбросив все идеи и мысли. Когда тело и ум человека становятся расслабленными, он может без всяких усилий оставаться в естественном состоянии, которое само по себе недвойственно и неподвластно отвлекающим факторам.
       Достичь естественности - значит не "принимать" и не "удерживать" ничего, иными словами, йогин не совершает ни малейшего усилия какого бы то ни было рода. Он позволяет уму и мыслям либо остановиться, либо течь самим по себе, ни помогая, ни сдерживая их. Практиковать естественность - значит не совершать усилий и быть спонтанным. Вышесказанное можно обобщить следующим образом:
       Суть равновесия - не цепляться.
       Суть расслабления - не удерживать.
       Суть естественности - не совершать напряженных усилий.
       Для того чтобы практиковать Махамудру, надо держать расслабленным как ум, так и тело, но делать это без особого усердия и напряжения; отбросив все сомнения и волнения, оставаться в равновесии. Практикуя Махамудру, все, с чем сталкиваешься, можно отождествлять с "Нерожденной Пустотой" и оставайся естественным и расслабленным.
       Сохранять тело расслабленным не значит полностью отказаться от всех видов деятельности. Действия должны осуществляться, но плавно, расслабленно и спонтанно. Мы не должны устраняться от своей повседневной деятельности. Так как в идеальном варианте задача – сохранять состояние махамудры в тех условиях, в которых находишься, а не менять условия для достижения состояния (это можно использовать лишь на начальных этапах).
       Сохранять ум расслабленным не значит сделать его нечувствительным или тупым. Следует стремиться повышать и оттачивать его способность к ясному осознаванию. Для того что бы не терять остроту осознания следует использовать позитивные настрои (например практику внутренней улыбки) и относится к событиям жизни с некой долей юмора, не воспринимать все всерьез, уметь смеяться и прежде всего над собой.
       Отождествлять все с Нерожденной Пустотой, означает для достигшего Самосознания и способного удерживать это состояние, что он должен теперь попытаться позволить всему, с чем он сталкивается вовне и что испытывает внутри, достичь освобождения в Пустоте.

В следующем выпуске рассылки мы рассмотрим пять заблуждений в практике Махамудры.

 

 

 

С уважением, Анатолий Пахомов,
ukryoga@gmail.com
Задавать вопросы можно почтой или непосредственно на сайте, в разделе вопросы-ответы или, если хотите также участвовать в дискуссиях - на форуме.
 

Наши проекты:
www.ukryoga.com Киевская школа Йоги
www.ukryoga.info Журнал "ЙОГА". Теория и практика древних и соременных направлений Йоги.


Архивы предыдущих выпусков
Рассылки наших друзей:
Интересные факты из жизни успешных и богатых людей
Личный капитал на просторах Украины


В избранное