Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Где найти работу?" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Урок литературы: проблемы, методы, подходы. 11-ый выпуск
20 мая 2001 года |
Методиколитературная почтовая рассылка |
Выпуск № 11 |
Содержание номера |
||
Уважаемые читатели!
Мне приятно сознавать, что рассылка растет, что ее контингент
составляют не только учителя-словесники, но и старшеклассники, и родители, и вузовские преподаватели
гуманитарных специальностей. Хочется надеяться, что и впредь Вам будет приятно и интересно читать мою рассылку. |
Выбор методов и приемов изучения произведения обусловлен анализом текста и читательского восприятия.
Главной задачей школьного анализа повести становится преодоление однозначности в восприятии персонажей
и событий, а для этого ученики должны услышать голос автора. Я уже отмечала, что постижению авторской
концепции помогают умения истолковать детали текста во всей их многозначности, осмыслить роль
композиции произведения. Но именно эти умения наименее развиты у школьников. Значит, задача обеспечить
их рост выполнима при условии применения на уроках стилистического и композиционного анализа повести.
Внимание к деталям текста усиливают задания творческого характера - словесное рисование, сопоставление
интерпретаций произведения в разных видах искусства, составление "партитуры чувств" героев, написание
репортажей или фельетонов о происходящих событиях, подбор музыкальной темы для каждого героя. Таким
образом, уроки должны синтезировать аналитические и творческие задания.
Полезно включить в работу над повестью и размышления о роли музыкальных реминисценций в произведении.
В "Собачьем сердце" обнаруживается соседство разных музыкальных пластов: это и высокая классическая
музыка ("Аида" Верди, "Серенада Дон Жуана" Чайковского) и музыка народная - и не просто народная, а
бытовая, затасканная, утратившая первоначальную свежесть и чистоту, а вместе с ними и силу
эмоционального воздействия на душу человека ("Светит месяц...", "Яблочко..."). Анализ повести убеждает
в том, что высокая музыка вводится в текст как некий идеальный контрапункт действительности, и благодаря
такому соседству вскрывается отсутствие нормы и гармонии в жизни, рождается комическое несоответствие.
Присутствие же в повести музыки улицы оказывается прямой проекцией на реальный мир. Введенные в текст
бытовые музыкальные темы обнажают хаотические, примитивные, вульгарные начала современной автору
жизни. Осмысление роли музыкальных деталей в повести тоже поможет ученикам приблизиться к постижению
авторской позиции.
Главной целью изучения любого произведения на уроках литературы является постижение авторской
концепции, авторского мировосприятия и мироотношения. Но восьмиклассники слишком мало знают о
Булгакове-писателе и человеке, чтобы интересоваться его взглядами на жизнь. Да и время Булгакова не
их время. Тем важнее становится задача создания установки на общение с произведением и его анализ.
Рассказ о личности писателя и истории создания произведения, давно ставший традиционным для школы, и
на этот раз будет эффективным, так как знакомство с писателем, с его нравственной позицией, безусловно,
даст ученикам возможность и основания по-новому взглянуть на проблемы, поставленные Булгаковым
в "Собачьем сердце".
Уроки по анализу текста повести "Собачье сердце" организует стержневой проблемный вопрос, который я сформулировала,
исходя из ученических ответов на вопрос анкеты "Что понял в финале повести профессор Преображенский? Во
всем ли с ним согласен автор?". Анализ ответов показал, что большинство школьников не видит разницы между
позициями автора и его героя, что ребята сужают авторскую позицию, сводя ее к выводу типа "из собаки не
сделать человека". Но обычно есть и другие предположения. Столкнув разные мнения учеников на уроке, можно
создать проблемную ситуацию, в ходе решения которой восьмиклассники придут к более глубокому осмыслению произведения.
Итак, проблемный вопрос ко всем урокам: "Совпадает ли булгаковская оценка событий повести с выводами
профессора Преображенского?
Естественно, чтобы разрешить эту проблемную ситуацию, необходимо: 1) выявить авторское отношение к
происходящему и его оценку, 2) выявить выводы профессора, а затем 3) сопоставить их. В центре повести -
конфликт между профессором Преображенским и Шариковым, и именно в этом конфликте раскрывается сущность каждого
персонажа и отношение к ним автора. Поэтому первой проблемой - первым шагом - будет вопрос о том,
кто же прав в споре о собачьем сердце: профессор или Борменталь (см. вопрос анкеты). Анкетирование
показало, что и этот вопрос вызывает в классе разные мнения. Разобравшись в первой проблеме, мы сможем
перейти к решению следующей: "В чем трагическая ошибка профессора Преображенского?" Итогом размышлений
и наблюдений будет попытка решения центральной проблемы всех уроков о соотношении позиций героя и
автора.
В зависимости от уровня литературного развития класса будет варьироваться как глубина анализа текста, так
и время, требующееся на изучение произведения. Опыт показывает, что меньше чем за 4 урока достичь
поставленных целей невозможно. Поэтому вся система рассчитана как минимум на 5 часов. При более глубоком
анализе текста, при использовании творческих заданий нужен еще один дополнительный час. Таким образом, в целом
система уроков по изучению повести М.А.Булгакова "Собачье сердце" выглядит так:
1. "Михаил Булгаков - человек и писатель" - 1 час.
2. "Спор о собачьем сердце" - 2(3) часа.
3. "Ошибка профессора Преображенского" - 2(3) часа.
Урок 1. Михаил Булгаков - человек и писатель.
Форма этого урока - лекция учителя с обязательным подключением учеников к наблюдениям над фактами жизни писателя и размышлениям о их роли в его судьбе.Создавая установку на общение школьников с повестью, учитель расскажет лишь о самых главных этапах в жизни Михаила Булгакова: о его семье, о его формировании как личности и как писателя, о его работе в московских газетах и об истории создания "Собачьего сердца". Ход этого урока может быть таким.
На доске - портрет писателя, годы его жизни (1891-1940) и его слова:
"Сатира создается тогда, когда появится писатель, который сочтет несовершенной текущую жизнь и, негодуя, приступит к художественному обличению ее. Полагаю, что путь такого художника будет весьма и весьма труден1".
Урок начинается с того, что ученикам предлагается прослушать 4 фрагмента из разных произведений М.Булгакова, но не сообщается имя автора. Предварительно задается вопрос: - Что можно сказать об авторе каждого отрывка?2
1. "Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летал над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его" ("Мастер и Маргарита").
2. "Черт с ним! - загремел блондин. - Черт с ним. Машинистки, гей! Он махнул рукой, стена перед глазами Короткова распалась, и тридцать машин на столах, звякнув звоночками, заиграли фокстрот. <...> Белые змеи бумаги полезли в пасти машин, стали свиваться, раскраиваться, сшиваться. Полезли белые брюки с фиолетовыми лампасами. "Предъявитель сего есть действительно предъявитель, а не какая-нибудь шантрапа"" ("Дьяволиада").
3. "На его могилу жена положила каменную плиту и велела привезти на кладбище сто вязанок дров, чтобы бездомные могли согреваться. В первую же суровую зиму на этой плите разожгли громадный костер. От жара плита треснула и развалилась. Время разметало ее куски, и когда через сто девятнадцать лет, во время Великой революции, явились комиссары для того, чтобы отрыть тело Жана Батиста Мольера и перенести в мавзолей, никто места погребения с точностью указать не мог. <...>
Итак, мой герой ушел в парижскую землю и в ней сгинул. А затем, с течением времени, колдовским образом сгинули все до единой его рукописи и письма. <...>
Но даже лишенный и рукописей и писем, он покинул однажды землю, в которой остались лежать самоубийцы и мертворожденные дети, и поместился над высохшей чашей фонтана. Вот он! Это он - королевский комедиант с бронзовыми бантами на башмаках! И я, которому никогда не суждено его увидеть, посылаю ему свой прощальный привет" ("Жизнь господина де Мольера").
4. "Раненько, раненько, когда солнышко заслало веселый луч в мрачное подземелье, ведущее с дворика в квартиру Василисы, тот, выглянув, увидал в лучах знамение. Оно было бесподобно в сиянии своих тридцати лет, в блеске монист на царственной екатерининской шее, в белых стройных ногах, в колышущейся упругой груди.
- Пятьдесят сегодня, - сказало знамение голосом сирены, указывая на бидон с молоком" ("Белая гвардия").
После чтения отрывков еще раз повторяем вопрос:
- Что же можно сказать об авторе каждого отрывка?
Беседа с учениками не должна быть очень длинной. Главное - направить движение мыслей и чувств учеников на оценку тематики и стиля отрывков. В первом трудно не заметить преобладание лирического настроения и философского начала, во втором - бодрости, острого воображения, некоей фантастичности и сатиры, в третьем - исторического характера, но очеловеченного субъективным авторским отношением, а в четвертом - иронии, остроумия при описании быта. Возможно, ученики назовут и другие качества автора: в данном случае нам важна не столько абсолютная точность, сколько экспозиция разнообразия авторских интонаций.
Скорее всего, ученики догадаются, что все отрывки принадлежат Михаилу Афанасьевичу Булгакову. Предложим им сформулировать появившиеся у них вопросы о писателе и запишем их на доске и в тетрадях. Мой опыт показывает, что чаще всего ученические вопросы сводятся к трем:
- Как все названные качества соединялись в одном человеке?
- Каким он был?
- Какое выражение получил его талант?
Вокруг этих вопросов и ведется беседа о жизни и творчестве М.Булгакова.
Прочитаем вслух слова писателя, написанные на доске, и подчеркнем, что Булгаков очень точно предсказал свою судьбу. Затем обратим внимание ребят на портрет писателя. Какой бы портрет (фотографию) ни выбрал учитель для работы, на любом мы увидим человека с открытым, внимательным взглядом. Именно глаза писателя привлекут наше внимание. Что можно сказать о человеке по его портрету? Выслушаем предположения учеников. Каким же был в действительности Михаил Булгаков? Познакомим ребят с отзывами современников:
- веселый, артистичный, блестящий;
- замкнутый, закрытый, не терпящий фамильярности;
- человек, раскрывающийся лишь узкому кругу друзей.
Видимые противоречия в характере писателя объяснит восьмиклассникам его первый друг и первый биограф П.С.Попов: "Порою мнительный в мелких обстоятельствах жизни, раздираемый противоречиями, он в серьезном, в моменты кризиса не терял самообладания и брызжущих из него жизненных сил. Ирония у него неизменно сливалась с большим чувством, остроты его были метки, порой язвительны и колки, но никогда не коробили. Он презирал не людей, он ненавидел только человеческое высокомерие, тупость, однообразие, повседневность, карьеризм, неискренность и ложь, в чем бы последнее ни выражалось: в поступках, искательстве, словах и даже жестах. Сам он был смел и неуклончиво прямолинеен в своих взглядах. Кривда для него никогда не могла стать правдой. Мужественно и самоотверженно шел он по избранному пути".
- Каков же был путь Михаила Булгакова?
- Как формировался его характер и мировоззрение?
Эти вопросы стимулируют внимание школьников к рассказу учителя о некоторых этапах биографии писателя.
Не стоит подробно рассказывать восьмиклассникам о всей жизни Булгакова. На первом этапе знакомства с личностью писателя важно не погрузить слушателей во множество подробностей, а вызвать интерес к творчеству, сочувствие к нелегкой жизни, уважение перед мужеством этого человека. Думается, что нужно рассказать ученикам о дружной и веселой семье Булгаковых, об атмосфере любви, царившей в доме № 13 по Андреевскому спуску в Киеве, о музыке, которую так любили все в этой семье. Особо следует отметить то, что книги, музыка, природа, друзья, свет и покой были главными в атмосфере, в которой росли дети Булгаковых; и то, что русская и мировая культура, ее традиции органично усваивались будущим писателем и в дальнейшем стали основой его мировосприятия и творчества. В качестве иллюстраций к уроку можно использовать альбом "Киев Михаила Булгакова", фрагменты из музыкальных произведений Ф.Шопена и Дж. Верди. Рассказывая о роли медицины в жизни Булгакова, подчеркнем, что медицинское образование, полученное в Киевском университете, как и дальнейшая служба врачом в военных госпиталях и в провинции, дали Булгакову не только знание и понимание законов природы, ее эволюционного развития, но и знание психологии человека, таинственных провалов и взлетов его души. К этому времени относятся и наброски первых рассказов писателя. Отрывок из одного рассказа (по выбору учителя) может прозвучать на уроке.
Следующая часть лекции посвящена отношению Булгакова к революции, в которой молодой человек увидел "ту страшную, завораживающую и влекущую силу, что столько раз проступала в загадочных вьюгах русской истории, в ее смутах, восстаниях и крестьянских войнах3" . Но Булгаков, осознающий силу этой стихии, не принял революции, так как она разрушала столь чтимую им культуру, рвала и рушила все человеческие связи. Со временем к Булгакову приходит понимание того, что противостоять своему народу, пусть ослепленному и не ведающему, что творит, бессмысленно, что большевики, сумевшие организовать и подчинить себе эту стихию, - "это надолго". Эмигрировать не удалось. Оставалось жить и выжить в новой стране, с новыми законами - и в то же время сохранить себя как личность.
Перипетии жизни приводят Булгакова в Москву, где он, решив во что бы то ни стало стать писателем, начинает сотрудничать в газетах. Знакомство с отрывками из дневника писателя за 1923 - 1925 годы откроет ученикам не только факты из жизни страны (плохо им известные), но и размышления Булгакова о правильности выбранного им самим пути и о своей писательской и человеческой позиции.
Итогом знакомства с отдельными фактами биографии писателя станет вывод о том, что Булгаков - писатель с ярко выраженным сатирическим талантом - выбирает самый сложный путь: в своем творчестве он отказывается от компромиссов с новой властью, тем самым определяя свою судьбу художника. Эта судьба трагична. Единственный опубликованный при жизни роман (и то не полностью!) - "Белая гвардия". Из пьес свет рампы увидели "Дни Турбиных", "Багровый остров", "Зойкина квартира" и "Мольер". Но, кроме "Дней Турбиных", все пьесы шли лишь по несколько раз и снимались с репертуара. Художник, обреченный на безмолвие, писатель, лишенный читателя, - это ли не трагедия?
7 мая 1926 года в квартире Булгакова был произведен обыск, изъяты дневник и рукопись повести "Собачье сердце". Писатель не раз подавал заявление о возвращении рукописи и дневника, но - "ни одно учреждение, ни одно лицо на мое заявление не отвечают <...> Остается уничтожить последнее, что осталось - меня самого4". В итоге дневник и повесть были возвращены, но Булгаков дневник сжег и больше никогда не делал подобных записей. До нас дошла копия дневника, снятая в ОГПУ. А повесть "Собачье сердце" впервые была опубликована в нашей стране лишь в 1987 году.
Заканчивая лекцию, можно предложить ученикам подумать, чем, на их взгляд, повесть была так дорога автору и почему она так долго была обречена на безмолвие.
Для проверки эффективности урока просим учеников выполнить следующее домашнее задание:
1. Рассмотреть репродукцию с картины П.Белова "Проталина. М.Булгаков" (1986 г.) и ответить на вопросы:
- В чем, по-вашему, замысел художника?
- Какие мысли навевает эта картина?
2. Захотелось ли вам больше узнать о жизни и творчестве М.Булгакова, прочитать его книги? Почему?
На картине П.Белова изображено огромное поле, занесенное снегом - символ всего русского искусства и, в частности, тех его представителей, чьи имена "канули в лету". На этом поле появилась первая проталина, в которой мы видим лицо М.Булгакова - одного из тех, чье творчество возвращается к нам из небытия, благодаря "изменению климата" в Отечестве.
Перед уроком о "Собачьем сердце" ученики получают следующее домашнее задание:
1. Составьте план повести, обратив внимание на то, от чьего лица ведется повествование в каждой части. (Это задание преследует две цели: повторное перечитывание повести и привлечение внимания учеников к ее композиции.)
2. Каким представляется вам Шарик, какие его качества вам симпатичны, какие - нет? (Это задание носит как творческий, так и аналитический характер.)
3. Меняется ли Шарик за неделю, проведенную в доме в Обуховом переулке? (Этот вопрос требует пристального внимания к образу пса и поможет ученикам увидеть внутреннюю сущность Шарика.)
4. Расскажите, как происходит "превращение из милейшего пса в мразь".
5. Осталось ли что-нибудь собачье в Шарикове? (Последние задания связаны с образом Шарикова. Наблюдения над изменениями Шарика и Шарикова позволят ученикам сопоставить эти образы, понять, что "наследует" Шариков от собаки и что - от Клима Чугункина.)
Сноски:
1. Цит. по кн.: Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. - М.:Книга, 1988. - С.384
2. Этот прием был предложен И.Ю.Новожиловой в дипломном сочинении "Изучение фантастико-сатирической повести М.Булгакова "Собачье сердце" в 8-м классе (выбор жанра как проявление авторского отношения к изображаемой жизни)", выполненном в 1993 году на кафедре методики преподавания русского языка и литературы РГПУ им.А.И.Герцена.
3. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. - М.:Сов. писатель, 1983. - С.112
4. Булгаков М. Письмо к М.Горькому от 28 сентября 1929 г.//Булгаков М. Собр.соч., т.5, С.436
Автор:
Рыжкова Т. В., канд.пед.наук, доцент каф. детской литературы РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург
Опубликовано: Рыжкова Т.В. Путь к Булгакову. Книга для учителя. - СПб., Глагол, 2000. С. 28-34
Продолжение в следующем номере
Сегодня я представляю Вашему вниманию удивительный сайт "Мир Марины Цветаевой: культурное наследие Серебряного века". Причем слово "удивительный" здесь -
не показатель моей чрезмерной любви к русской поэтессе, а дань уважения к создателям этого сетевого
ресурса. Бывает действительно приятно увидеть не только большое собрание интересных материалов, но и
отличное их представление. Часто бывает так, что западают либо форма, либо содержание, здесь же все
выдержано в очень профессиональном стиле. Если Вы знаете какие-либо интересные сетевые ресурсы, полезные учителям-словесникам, сообщите мне об этом - в одном из выпусков я сделаю его обзор. |
Я прерываю публикацию своей коллекции ученических "перлов", но не потому, что коллекция
иссякла. Просто я нашел достаточно занимательный материал на сайте
www.slovesnik.narod.ru, представляющий собой комментированное собрание "перлов". Итак, с разрешения владельца
ресурса, я печатаю здесь его "перловый" раздел". 1. "Чацкий и Софья росли вместе, но выросли в разные стороны". Так что маши-даши сиамские - это уже вторично, однозначно! 2. [Речь о "хороших людях" России] "И пока существуют такие люди, Россия будет на них стоять". Ох, будет. И не только стоять, но и ездить! Ну что ж, поехали... Начнём, понятно, с Пушкина. С кого же ещё? Он, как известно, - "наше всё". Именно это, наверное, имел в виду абитуриент, заявляя, что 3. "А.С.Пушкин прославился не только в творчестве писателя, но и в творчестве поэта". Ну скажи, ну скажи-и, кто же эти двое? Другой абитуриент - о другом Александре Сергеевиче: 4. "Создав свои произведения, А.С.Грибоедов подписался в полный рост". Попросить бы этого абитуриента изобразить сие графически - или пантомимически. И чтобы не заблуждался Грибоедов относительно своих достижений: 5. "В комедии нет ни одного более или менее глупого персонажа". Зато среди её читателей - ... Шагая в ногу со временем, молодые люди и в сочинениях своих достаточно эротичны, даже сексуальны. Традиционная ориентация преобладает: 6. "Была в его [Есенина] жизни и любовь к женщине, которая, несомненно, легла на его произведения". Бойтесь неосвоенных стандартов (я про язык, конечно). Встречаются и лёгкие намёки на то, что не у всех русских писателей, мол, с этим всё нормально: 7. "С детства Н.А.Некрасов был близок с простыми людьми". О русские предлоги, осмысленные и беспощадные! То, понимаешь, не тот выберешь, а то, видите ли, вообще никакого не требуется: 8. "Высоцкий весь отдаётся в песне". Однако шалости вышеупомянутых стихотворцев, всего-то и замешанные на непослушании вполне служебной части речи, меркнут перед неизбывной неутолённостью знаменитого прозаика: 9. "Тургенева не удовлетворяют ни отцы, ни дети". Впрочем, что ж удивительного, если, во-первых. 10. "Все писатели создавали свои формы брака", а во-вторых, 11. "До сих пор не вставлен баланс между отношением мужчин к женщинам"? О да, только вот зажатый в этой фразе "баланс" постоянно норовит на что-то намекнуть... Иногда сдающему экзамен при виде самодовольных преподавателей "хочется смутить весёлость их / И дерзко бросить им в глаза железный стих..." (в смысле, ЦИТАТУ). И - бросают. И иногда долетает (и в смысле весёлости, и в смысле дерзости). Так, например, подозревая экзаменаторов в одном из смертных грехов, обличитель намекает им почти грибоедовскими словами: 12. "Чины людЯм даются, / А люди могут обмануть". ПонЯли, в натуре? И возвратные частицы ваши - только лишние тонкости. Другие, наоборот, проникаются особенным расположением к экзаменующему и вполне задушевно-интимно (хотя и "заочно") беседуют с ним: 13. "Вижу твои удивлённые глаза, читающие эти строки, но я и сам (когда-то) был Достоевским..." Судя по проницательности, и остался. Третьих терзает неразрешимый вопрос, и они с недоумением, но и с надеждой переадресуют его профессионалам: 14. "Допустим, мы сможем понять, зачем Раскольников убил старуху, но зачем он убил Лизу, ведь её в тот вечер даже не было дома". Это вам не какие-нибудь тарковские с бергманами. Попробуйте-ка срежиссировать так, как Достоевский с Раскольниковым! Следующий перл откроет подборку того, что надо бы назвать "незабвенным". В который уже раз умилился и даже хотел было подать его вам без иронической "закуски" - настолько он трогателен: 15. "Когда Некрасов спросил Ленина, знает ли он поэму "Русские женщины", Ленин ответил: "Знаю, но не могу читать: душат слёзы". Думаю, разработка этой концепции велась независимо ни от Хармса, ни от Фоменко и К°, ибо создавалось сие в советские, благопристойные ещё времена. Как, впрочем, и нижеследущее: 16. "Дружба Пушкина с Лермонтовым отразилась в прозе и поэзии Михаила Юрьевича". А что? Все они там, в "золотом веке" - одна тусовка. И порой (ближе к экзаменам) так пере-тусу/тасовываются, что сливаются, понимаешь, в едином порыве...: 17. "В произведении "Преступление Чарльда(свят, свят, разве можно такое исправлять!)-Гарольда" голос Некрасова звучал как "колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных". Он был признанным вождём революционной молодёжи в то время, когда Лермонтов задыхался в одиночестве, как и его предшественники". Вот так. И всякие ваши прозорливые, но неуместные возгласы, типа "Нет, я не Байрон, я другой...", только всё путают. Ибо эпоха велела: слиться в революционном порыве! Сдайся, враг! Замри и ляг! В эту (представлявшуюся когда-то безначальной и бесконечной) эпоху даже 18. "Обтянутые кожей скелеты выходили из подземелий и уничтожали врага". Дабы не быть обвинённым в надругательстве над памятью о войне, продолжу цитирование той же страницы того же анатомического ужастика юной советской филологини: 19. "Коля увидел двигающийся кусок гниющего мяса. Это был боец". Сия штука, право, посильнее платоновского "Котлована" будет... Замечательный феномен новейшей эпохи "нечтения" - восприятие текста на слух. "Угасающая лампадка" неистощимого Тургенева в долгом пути от учительского стола до местной камчатки немного угасла акустически, что обеспечило ей безболезненное вхождение в память тамошнего аборигена, который с этого исторического момента (и думается, уже навеки) твёрдо уверен, что 20. "Умирая, Базаров просит Одинцову дунуть на лопатку". Остаётся только выяснить, что именно в аборигенско-абитуриентском представлении должна сделать могильщица героя: перевернуть беднягу на живот и пощекотать нежным дуновением верхнюю часть спины - или активно поучаствовать в процессе предания тела земле... Тему "слухов о смерти" продолжает "цитатель" Пушкина, которого (цитателя) качественная редукция гласных в звучащей русской речи подвела к неординарной мысли о том, что дружеские чувства гения русской литературы, оказывается, имеют весьма чёткие пределы: 21. "Но не хочу о друге умирать..." Пущин, мол, мне друг, но... Не будем умирать. Только передохнём немного. А у Вас есть какие-либо "перлы" Ваших учеников? Присылайте - опубликуем. |
Судя по иссякшему потоку Ваших писем ( с момента последнего выпуска пришло только 1 письмо) я понимаю, что
тема объединенного или раздельного преподавания русского языка и литературы исчерпала себя. Я намеревался
предложить следующий вопрос Вашему вниманию в 12 номере, но делаю это на номер раньше. |
Автор проекта: Ээльмаа Юрий, |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||