Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Где найти работу?" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Урок литературы: проблемы, методы, подходы. 10-ый выпуск
15 мая 2001 года |
Методиколитературная почтовая рассылка |
Выпуск № 10 |
Содержание номера |
||
А Н К Е Т А 1. Понравилась ли вам повесть М.Булгакова?2. Что вы знаете о М.Булгакове, какие книги этого писателя читали? (Ответы на первые два вопроса покажут, насколько ученики знакомы с творчеством Булгакова и каково их общее впечатление от повести.) 3. Кто из героев повести вам понравился, кому вы сочувствовали? 4. Какие чувства вызвал у вас профессор Преображенский? Менялось ли ваше отношение к нему на протяжении чтения? (Ответы на третий и четвертый вопросы позволят конкретизировать эмоциональные впечатления учеников и увидеть, улавливают ли они изменения авторского отношения к героям, неоднозначность авторских оценок.) 5. Каким вы представляете Шарикова в сцене его разговора с профессором (глава VI)? 6. Какой вы представляете Москву, читая повесть М.Булгакова? (Пятый и шестой вопросы затрагивают сферу воображения. Активность работы читательского воображения при чтении произведений М.Булгакова важна потому, что конкретизация изображаемых автором картин, невозможная без внимания к деталям текста, способствует постижению двойственной природы персонажей и событий повести, природы комического.) 7. Кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова "именно человеческое сердце"? 8. Что понял в финале профессор Преображенский? Во всем ли согласен с ним автор? (Седьмой и восьмой вопросы связаны с пониманием учениками авторской концепции произведения, со способностью различать позицию героя и позицию автора.) 9. Для чего М.Булгаков в середине повести помещает дневник доктора Борменталя? (Выяснить, обращают ли школьники внимание на смену повествователей, понимают ли, с какой целью делает это Булгаков, помогает девятый вопрос.) 10. а) В повести Филипп Филиппович сравнивается с французским рыцарем и древним французским королем. Какова роль этого сравнения? Какие качества профессора позволяют автору ввести это сравнение? 10. б) Обратили ли вы внимание на упомянутые в тексте музыкальные произведения? Для чего они включены в произведение? (Десятый вопрос сформулирован в двух вариантах: в первом ученикам предлагается осмыслить роль стилистической детали, во втором - детали музыкальной. Детали несут у Булгакова возможность неоднозначного их толкования: есть первый смысл, доступный практически любому читателю, но за ним обязательно скрывается второй, а может быть, и третий. Могут ли восьмиклассники самостоятельно обнаружить это качество художественной детали?) Сноски: 1. Цитаты учеников здесь и далее приводятся дословно. Автор: Рыжкова Т. В., канд.пед.наук, доцент каф. детской литературы РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург Опубликовано: Рыжкова Т.В. Путь к Булгакову. Книга для учителя. - СПб., Глагол, 2000. С. 24-27 Продолжение в следующем номере |
|
Обычно ко всякого рода энциклопедиям я отношусь с очень большим недоверием,
какую бы форму они не принимали. Дело, наверное, в том, что естественное желание собрать полноценную коллекцию
"обо всем на свете" редко принимает вид чего-либо действительно достойного (говоря это, я не принижаю значение
таких трудов как "Брокгауз и Эфрон" и подобных). Если Вы знаете какие-либо интересные сетевые ресурсы, полезные учителям-словесникам, сообщите мне об этом - в одном из выпусков я сделаю его обзор. |
- Слова Ловчего несколько многозначны. - Она заставляла его говорить по-французски, быть чистым и аккуратным. Но в то же время она очень любила его и гладила по голове.... - Кроме родителей, у Толстого были и друзья, вот, например, юродивый Гриша. Его так прозвали потому, что он и летом, и зимой ходил босиком. - Смерть отца, и тут же, у гроба, рожающая мать, сразу же определяют дальнейшую судьбу маленького Горького. - Учитель должен обладать такими качествами, как понятное и незагадочное объяснение новой темы. - Я был так рад весне, что поцеловал свою маму. - В теплую весну можно выйти погулять. А у Вас есть какие-либо "перлы" Ваших учеников? Присылайте - опубликуем. |
Наша дискуссия на тему "за" и "против" преподавания русского языка и литературы
одним учителем продолжается. Приятно, что Вы достаточно активно включаетесь в обсуждение - это говорит о
Вашей заинтересованности проблематикой рассылки и готовностью (я надеюсь) на сотрудничество. Сегодня
публикуются следующие мнения по этому вопросу, оказавшиеся противоположными мнениям прошлого выпуска. |
Автор проекта: Ээльмаа Юрий, |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||